6. МЫ С ТОБОЙ ОДНОЙ КРОВИ...

"Социон – это наименьшая единица
человечества или модель
общества в миниатюре"

А.Аугустинавичюте

Итак, психика каждого человека обладает набором из четырех предрасположенностей, рассмотренных ранее. Элементарная комбинаторика говорит о том, что в результате получается ровно 16 разновидностей – психологических типов, образующих СОЦИОН.

16 типов социона условно разделяются на 4 группы по признаку максимальной психологической комфортности – соционические КВАДРЫ. Квадры характеризуются общностью мировоззрения, мироощущения, жизненными ценностями, а так же – общностью "страхов" или "квадровых комплексов" (термин В.Стратиевской, книга которой "Как сделать, чтобы мы не расставались" и легла в основу этого раздела).

Но прежде чем рассматривать особенности каждой квадры, рассмотрим:

КАК ОБРАЗУЕТСЯ НАИМЕНОВАНИЕ ТИПА

В американском типоведении применяется четырехбуквенное сочетание, соответствующее всем психологическим предрасположенностям. Для этого используются следующие буквы латинского алфавита:

Таким образом, психотип, обладающий следующими предпочтениями: экстраверсия, интуиция, логика, рациональность – будет обозначаться ENTJ. Другой, обладающий предпочтениями: интроверсия, сенсорика, этика, иррациональность – ISFP.

В соционике используется другой способ – сочетание трех слов, получающееся следующим образом. Два первых слова обозначают наиболее сильные психические функции человека. Если психотип обладает предрасположенностью к рациональности, то в качестве первой функции будет использоваться логика или этика. Если к иррациональности – то сенсорика или интуиция. Это и будет первым словом в обозначении. Второе слово у рационалов будет обозначать приоритетный способ восприятия информации о мире – сенсорика или интуиция, а у иррационалов – приоритетный способ оценки воспринятой информации (логика или этика). Третье слово показывает предпочтение к экстраверсии или интроверсии.

Таким образом, психотип, обладающий предпочтениями: экстраверсия, интуиция, логика,рациональность – будет назван логико-интуитивным экстравертом (или ЛИЭ – по первым буквам этих слов). А обладающий предпочтениями: интроверсия, сенсорика, этика, иррациональность – сенсорно-этическим интровертом (или СЭИ).

Кроме этих двух наиболее распространенных систем обозначений существует несколько наборов псевдонимов, присвоенных всем психотипам. Зачастую они не совсем корректны, но позволяют одним словом кратко охарактеризовать каждый психотип, как бы создать его некий "образ". Наиболее прижившимися в соционическом "слэнге" считаются псевдонимы, присвоенные А.Аугустинавичюте (по имени реальных исторических лиц или литературных героев) и В.Гуленко (по функциональным ролям в обществе).

ПЕРВАЯ КВАДРА

К первой квадре относятся :

Их интересы широки и разнообразны. Новая и неожиданная информация здесь всегда воспринимается с большим интересом. Мировосприятие представителей этой квадры отличается легкостью, подвижностью, открытостью. Это обычно общительные, увлекающиеся люди.

Здесь уважают нетрадиционный взгляд на вещи, любят устраивать перевороты как в общественной, так и в научной мысли.

В первой квадре очень любят дискутировать и обсуждать насущные проблемы. Страшно раздражаются, когда им не дают высказаться, когда их прерывают в споре. Окрик "Помолчи!" любого из представителей этой квадры приводит в бешенство. Свобода слова, свобода самовыражения здесь – первостепенная ценность.

Квадровый "комплекс" – КОМПЛЕКС "ЗАЖАТОГО РТА"

Они отличаются стремлением к справедливости, поиском истины, стремлением к логической гармонии. В интеллектуальном творчестве они предпочитают чувствовать себя свободными и раскованными, не терпят никакой канонизации. Они отчаянно сопротивляются любой попытке загнать их в рамки каких-то чужих догм, очень раздражаются, когда их свободная творческая мысль наталкивается на какие-то препятствия или ограничения. Однако, отстаивая свои новые идеи, системы, структуры, они могут сами скатиться к догматизму!

Представители первой квадры не любят ограничений во времени. Предпочитают вести размеренный, спокойный, философски-созерцательный образ жизни (правда это не всегда относится к типу ИЛЭ). Кроме этого они также очень не любят моральных и нравственных ограничений, не любят, когда их втискивают в жесткие рамки заповедей, кодексов и правил. Им непонятно, как можно в интересах добрых отношений делать какие-то постоянные уступки партнеру и чем-то постоянно жертвовать. Зато здесь не принято скрывать свои чувства, не принято их стесняться. Более того, представителям первой квадры свойственно откровенно говорить и расспрашивать о сокровенном – здесь это считается в порядке вещей. Секс, приятные ощущения, разнообразие удовольствий являются здесь темой самого широкого обсуждения.

ВТОРАЯ КВАДРА

Во вторую квадру входят :

Отличительной чертой представителей второй квадры является стремление не допускать слабости, а следовательно – наращивать свой силовой потенциал. Это выражается в презрении к слабости, в умении проявлять стойкость в борьбе с лишениями и превосходящим по силам противником, в способности противостоять большой силе и этим завоевывать свое право на уважение и авторитет.

Вспомним слова одного из Уставов Советской армии: “Военнослужащий обязан: стойко переносить все тяготы и лишения воинской службы…”

Во второй квадре стыдно быть слабым! Слабого унижают, потому что он – жалок. Посредством унижения ему дают понять, что в этой избранной социальной общности для слабых нет места. Характерным примером в этом случае является традиционная армейская “дедовщина”.

Квадровый “комплекс” – КОМПЛЕКС “ШЕСТЕРКИ”

Идея “избранности” или “исключительности” здесь формируется по формальным признакам – происхождению, рассовой или партийной принадлежности, сроку призыва, грамотам, дипломам, знакам отличия (отличия перед “системой – перед народом, перед партией, перед фюрером). Престиж и личный авторитет необыкновенно важны для представителей этой квадры. Уважение к чинам, уважение к старшинству – здесь безусловные и безоговорочные понятия.

Необходимость постоянно “быть начеку” приводит к тому, что представители этой квадры лучше, чем кто-либо другой осознают значимость “текущего момента”. Вспомните знаменитые ленинские слова о том, что брать власть вчера было еще рано, а завтра может быть слишком поздно…

Во второй квадре верят в судьбу, в высшее предназначение: “Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…”. Большое значение здесь придают эмоциям, таким как заряд бодрости, энтузиазм, праздничность, воодушевление, эмоциональный подъем. Эти краски сглаживают сумрачность постоянного напряжения экстремальности.

“Логики-сенсорики” второй квадры отличаются несколько завышенным чувством личной ответственности.

Во второй квадре нет места “индивидуализму и “инакомыслию”, оригинальность мышления пугает и настораживает. Вспомните знаменитые лекции А.С.Макаренко о воспитании (особенно вторую – о дисциплине), которые долгие годы являлись “руководящим и направляющим” материалом для всей советской педагогики! Здесь не приветствуется свобода суждений, раскованность, экстравагантность поведения – все это по меньшей мере считается нарушением общественного порядка – люди старшего поколения могут вспомнить борьбу со “стилягами”…

Жалость, милосердие, христианская любовь к ближнему воспринимаются во второй квадре как проявление слабости и беспринципности. Этика человеческих отношений подменяется патриотизмом и идеологией. Здесь нет понятия “этичности поведения”, а есть понятие “правильности поступка” и “проявления сознательности”.

Деловая логика и экономика подчиняются идеологии и управляются волевыми методами. Высокая производительность достигается не научной организацией труда и экономической целесообразностью, а административным нажимом и взвинчиванием трудового энтузиазма. Зачем вообще думать о прогрессивных технологиях и эффективной экономике, когда можно “вызвать на ковер” любого исполнителя?

Социотипы второй квадры весьма активны. Их бурному натиску, воле и энергии трудно противостоять. Они презирают оборону и предпочитают только наступать. Воспевают безумство храбрых и романтику борьбы, презирают боль и культивируют испытания, максимизируют свои чувства. До старости лет сохраняют свой юношеский задор, энергию, бодрость и молодость души.

ТРЕТЬЯ КВАДРА

К третьей квадре относятся:

Представители третьей квадры просты в обращении и демократичны. Снобизм им совершенно не свойственен, хотя они и делят людей на своих и чужих, исходя из личных симпатий и антипатий. Это – своего рода их этическая защита. Они осмотрительны, соблюдают некоторую дистанцию, которая ограждает их от возможных неприятностей.

Отсутствие амбиций здесь сочетается с чувством собственного достоинства. Бесприкословного подчинения авторитету и старшинству от них не стоит ожидать. Им свойственна независимость поступков и суждений. Для них совершенно безразлично (пожалуй, за исключение ЭСИ), кто и что про них станет говорить – достаточно того, что они сами о себе думают. Равнодушны к титулам и званиям, оценивают окружающих только по их личным заслугам и качествам.

Изнеженность и изощренность здесь не в чести. Комфорт – всегда оптимален, и устройство быта обычно не занимает много времени. Из еды здесь не делают культа. О своем здоровье, как и во второй квадре, думают в последнюю очередь (если вообще думают).

О личных чувствах стараются не говорить – чувства проверяются отношениями. Шутить на тему секса и вообще обсуждать эту тему – не принято, это “дурной тон”.

Блестящая карьера здесь не является самоцелью – собственное место в системе иерархий здесь мало кого интересует, хотя любому из представителей третьей квадры очень важно себя реализовать. И главное – чрезвычайно важен результат своей работы. Для них самое нежелательное – ограничение деловой активности по объективным причинам.

Квадровый комплекс“КОМПЛЕКС СВЯЗАННЫХ РУК”

Представители третьей квадры очень не любят быть “выключенными из жизни” – это состояние их убивает. Если их деятельность воспринимается враждебно, постоянно наталкивается на какие-то препятствия, они начинают оберегать свое творчество от посторонних глаз, творить только “для себя”.

Возможный комплекс – КОМПЛЕКС “СКУПОГО РЫЦАРЯ”

В отличие от первой квадры здесь ценится не столько оригинальная идея, сколько ее реализация. Именно созидание здесь ценится превыше всего!

Здесь принято считать, что общество обязано позаботиться о социальной поддержке нетрудоспособного человека, а трудоспособному – предоставить равные для всех возможности самореализации, не связанные какими-либо ограничениями.

Этика отношений в третьей квадре – это, как правило, "воинствующая мораль и добродетель". Сила и мораль – понятия неразделимые.

Представителям этой квадры характерна ориентация на будущее, на перспективу. Это поиск новых и прогрессивных форм в промышленности и экономике, умение рисковать и ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации.

ЧЕТВЕРТАЯ КВАДРА

Эта квадра состоит из:

В четвертой квадре права личности превалируют над правами системы еще в большей степени, чем это было в третьей квадре. Здесь престижно быть человеком разносторонних интересов, незаурядных способностей и заслуг. В отличие от второй квадры, где личные заслуги – преданность системе, здесь это – показательстепени реализации способностей человека, реализации его потенциальных возможностей.

По своему мировоззренрию четвертая квадра похожа на первую, а по реализации замыслов – на третью, поскольку здесь также важны конкретные достижения. Логика четвертой квадры – это прогрессивные технологии и высококвалифицированный труд, изобретательность и рационализация (в условиях стабильной экономики).

Этика отношений здесь проявляется мягче, чем в третьей квадре. Здесь больше обращают внимание на эстетическое совершенство общества, на высший гуманизм и высокую духовность (вспомним героев произведений Ф.М.Достоевского...). И это внимание направлено не на внутренний мир социальной системы (как во второй квадре), а на внутренний мир отдельного человека.

Представителям четвертой квадры свойственно стараться оградить себя от неприятного вмешательства извне, защитить свое минимальное жизненное пространство. "Мой дом – моя крепость", – вот их девиз. Причем, зачастую эта защита носит несколько преувеличенные формы.

Квадровый комплекс – "СТРАХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ"

Четвертой квадре свойственны "аристократические замашки". Здесь считается нормой представлять человека по его титулам и званиям, а также ссылаться на свои личные заслуги, опыт, авторитет и знаки отличия. Представитель четвертой квадры будет обижен, если в разговоре о нем забудут упомянуть какие-то его достоинства, его добрые дела, его разносторонние интересы. А иррационалам этой квадры (ИЭЭ и СЛИ) свойственно сбивать амбиции и гонор с других, умудряясь при этом даже "остаться на высоте".

В четвертой квадре практически не интересуются идеологией, они – "неисправимые обыватели" в этом вопросе. Идею "далекого светлого будущего" воспринимают без особого энтузиазма (разве что за исключением ИЭЭ) – они подсознательно ориентируются на настоящее или хотя бы "ближайшее будущее". Очень не любят стеснять себя жесткими временными рамками, не любят, когда кто-то не ценит их время.

Волевое давление здесь используется в "позитивном" значении – в стремлении навязать свои добрые услуги, в стремлении защитить свои добрые отношения, свои традиции, свою "команду". Это может быть своего рода защитная реакция на давление извне.

К ЧЕМУ ЭТО ПРИВОДИТ ?

Различие в жизненных ценностях представителей каждого типа мы встречаем на каждом шагу в повседневной жизни. Присмотритесь к работе наших парламентариев в Верховном Совете, понаблюдайте за своими родственниками, друзьями, знакомыми. И ведь каждый считает, что его мнение и есть истинно правильное... Именно в этом и заключается чаще всего причина различных конфликтов между отдельными людьми. А на нее наслаиваются уже другие конкретные проблемы – и экономическое состояние, и квартирные вопросы, и физическая усталость, и другие неудовлетворенные запросы и потребности...

И отрицательные эмоции начинают накапливаться, как снежный ком, вызывая лавину ссор и скандалов – бытовых, семейных, производственных, а то и политических (ведь любая идеология, заложенная в политические отношения, также может быть отнесена к ценностям какой-либо из квадр)..

КАК ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ ?

Давайте вспомним еще раз слова А.деСент-Экзюпери:

"Чтобы понять человека, его нужды и
стремления, постичь самую его сущность,
не надо противопоставлять друг другу ваши
прописные истины. Да, вы правы. Все вы правы."

При возникновении любого конфликта постарайтесь прежде всего определить – какие Ваши предпочтения и жизненные ценности лежат в его основе, не относится ли Ваш оппонент просто к другому типу личности, к другой квадре. А после этого уже можно искать пути к разрешению этого конфликта.