С. Савченко

Квадры 
Две группы Рейнина в Таро

КВАДРЫ

Идеология квадр

Идеи Карла Густава Юнга о существовании психологических типов получили дальнейшее развитие в соционике.

Соционика понимает психологический тип как совокупность стереотипов суждения и стереотипов реакции. Основы соционики были заложены Аушрой Аугустинавичюте. Всего было выделено шестнадцать психологических типов. Дальнейшие исследования показали стремление типов к объединению в различные группы. В зависимости от принципа объединения группы получили определенные названия. Нас, в первую очередь, будут интересовать так называемые квадры, так как квадры были сформулированы именно по сходству взглядов входящих в них типов.

Квадры имеют следующие названия:

  1. Альфа – квадра (a — квадра)
  2. Бета – квадра (b — квадра)
  3. Гамма – квадра (g — квадра)
  4. Дельта – квадра (D — квадра)

Анализируя идеологию квадр, мы будем обращать внимание прежде всего на следующие аспекты:

  1. Структура власти.
  2. Религиозные системы.
  3. Концепции цели.

 

Структура власти

Все многообразия структур власти можно свести к дихотомии: "Я – мы".

"Я" — различные формы авторитарных, тоталитарных и т.д. режимов. Основной закон – воля одного человека. Власть, как правило, пожизненная, или, в крайнем случае, ограничена сроком, устанавливаемым самим правителем. Управленческая элита существует в явном виде — например, аристократия или верхушка партаппарата. Общественное сознание открыто поляризовано и ориентировано на крайние полюса.

"Мы" – демократия, охлократия, геронтократия, плутократия и другие формы правления, где власть принадлежит большей или меньшей группе. Явный лидер либо отсутствует, либо его полномочия подвергаются сокращению. Управленческая элита в явном виде отсутствует, принадлежность к ней – возможность пользования служебным положением – не афишируется и маскируется. Общественное сознание ориентировано на центр и маскирует тем самым поляризацию. "Я" и "Мы" экстремумы в чистом виде практически не существуют.

Как промежуточная форма между "Я" и "Мы" выступает конституционная монархия.

Религиозные системы

Одна из функций религии – компенсаторная. Религиозные представления в обществе "Я" ориентированы на стирание стратификационных различий между общественными слоями, в обществах "Мы" – на сохранение индивидуальных черт отдельного человека. Примером религий первого типа служит раннее христианство или коммунистические идеалы довоенного СССР, второго — протестантизм и многочисленные квази-религии XX века – сайентология, Белое братство и т.д.

Данный контекст требует уточнения термина "религия". Под религией или религиозными воззрениями мы будем подразумевать систему социальных норм и установок. Происхождение их объясняется чаще всего как "полученные свыше". Классический пример – десять заповедей Ветхого завета.

Практически до двадцатого века признание определенной формы вероисповедания автоматически означало принадлежность к определенному социуму, и сегодня соотносимость себя с какой-либо социальной группой осознается прежде всего как разделение и принятие символов веры, этой группой исповедываемых. Развиваясь, религиозные воззрения и сама церковь как организация, будучи динамической системой, претерпевают серьезные трансформации, поэтому при их анализе необходимо учитывать конкретное историческое время.

Концепция цели

Каждая квадра ставит перед собой определенную цель. Собственно, тождественность в определении целей и объединяет людей в квадры. Каждая квадра имеет цели, которые можно определить как истинные и мнимые. Истинная цель та, которой квадра реально добивается. Мнимая или ложная та – о которой квадра думает, что ее добивается.

Теория целей квадры перекликается с теорией пассионарности Л.Н.Гумилева. Описанные им фазы пассионарного толчка могут быть соотнесены с определенными квадрами.

"...начало этногенеза мы также можем гипотетически связать с механизмом мутации, в результате которой возникает этнический "толчок", ведущий затем к образованию новых этносов. Процесс этногенеза связан с вполне определенным генетическим признаком. Здесь мы вводим в употребление новый параметр этнической истории – пассионарность. Пассионарность – это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Мы назовем таких людей пассионариями.

Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это. Это они организуют далекие походы, из которых возвращаются немногие. Это они борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос, или, наоборот, против захватчиков. Для такой деятельности требуется повышенная способность к напряжениям, а любые усилия живого организма связаны с затратами некоего вида энергии. Такой вид энергии бал открыт и описан нашим великим соотечественником академиком В.И. Вернадским и назван им биохимической энергией живого вещества биосферы.

Механизм связи между пассионарностью и поведением очень прост. Обычно у людей, как у живых организмов, энергии столько, сколько необходимо для поддерживания жизни. Если же организм человека способен "вобрать" энергии из окружающей среды больше, чем необходимо, то человек формирует отношения с другим людьми и связи, которые позволяют применить эту энергию в любом из выбранных направлений. Возможно и создание новой религиозной системы или научной теории, и строительство пирамиды или Эйфелевой башни и т.п. при этом пассионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы. Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают таким образом новую этническую систему, новый этнос, видимый для истории.

Наибольший подъем пассионарности – акматическая фаза этногенеза – вызывает стремление не создавать целостности, а, напротив, "быть самими собой": не подчинятся общим установлениям, считаться лишь с собственной природой. Обычно в истории эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и резней, что ход этноса на время тормозится.

Постепенно вследствие резни пассионарный заряд этноса сокращается, ибо люди физически истребляют друг друга. Начинаются гражданские войны, и такую фазу мы назовем фазой надлома. Как правило, она сопровождается огромным рассеиванием энергии, кристаллизующейся в памятниках культуры и искусства. Но внешний расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, а не ее подъему. Кончается эта фаза обычно кровопролитием; система выбрасывает из себя излишнюю пассионарность, и в обществе восстанавливается видимое равновесие.

Этнос начинает жить "по инерции", благодаря приобретенным ценностям. Эту фазу мы назовем инерционной. Вновь идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ.

Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в области занимают субпассионраии – люди с пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых, гармоничных людей. Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада в этносоциальной системе становятся необратимыми. Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией. А поле того, как субпассионарии проедят и пропьют все ценное, сохранившееся от исторических времен, наступает последняя фаза этногенеза – мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Затем исчезает и память: приходит время равновесия с природой (гомеостаза), когда люди живут в гармонии с родным ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой. Пассионарности людей в этой фазе хватает лишь на то, чтобы поддерживать налаженное предками хозяйство."

Л.Н.Гумилев. От Руси к России.

 

a квадра

ИЛЭ, СЭИ, ЭСЭ, ЛИИ

1. Структуры власти

Представление о структурах власти, господствующих в первой квадре, можно условно разделить на три аспекта:

  1. Первобытно-общинный коммунизм.
  2. Утопический социализм.
  3. Военная демократия.

Первый и второй подходы не противопоставлены , а объединены друг с другом. Идеи социальной справедливости понимаются первой квадрой как принудительное распределение материальных благ для обеспечения минимальных потребностей всех членов общества; обеспечение равных возможностей всех членов общества.

Любопытно, что равные возможности понимаются либо как равное количество несвободы – жесткая детерминация социальных ролей без возможности миграций по иерархической лестнице. (Платон, Т.Кампанелла, Т.Мор), либо как равное количество свободы – один меч – один голос и " первый среди равных".

Стабильных государственных образований a-квадра не создает. Исторически в событийном плане a-квадра соответствуют Великое переселение народов, частично Крестовые походы, Реконкиста и Конкиста. Идеология a-квадры прослеживается в идеях американской борьбы за независимость, Великой Французской буржуазной революции, выступлениями декабристов, периодом между Февральской и Октябрьской революциями в России.

2. Религиозные представления

Для религиозных представлений a-й квадры характерны следующие особенности.

  1. Рационально-идеалистические концепции (культ чистого разума Робеспьера).
  2. Центральная фигура – Герой-Демиург.
  3. Начало формирования представлений о Боге — Вожде.

Аморфное устройство социальных отношений, подвергающееся к тому же разным трансформациям, порождает символы веры, реализующие себя как право на действие (героическая мифология).

3. Концепция цели

Чаще всего a-я квадра мотивирует свои действия желанием позитивных перемен, исходя из убеждения, что новое всегда лучше старого. В некотором смысле a-квадра лишена исторической памяти. На самом деле деятельность a квадры обусловлена переизбытком энергии, которую эта квадра преобразовывает в действия, идеи, и т.д. И насколько a-квадра является творцом нового, настолько она является и разрушителем старого, то есть a квадра одновременно реализует и конструктивную, и деструктивную программы. Необходимо подчеркнуть, что речь идет не о двух компонентах одного процесса, а о двух разных процессах, идущих одновременно.

Идеология a-квадры может быть определена как " агрессия идеализма". Говоря образно, эта квадра в избытке производит те благие начинания, которыми в последствии мостится дорога в ад.

b — квадра

ЭИЭ, ЛСИ, СЛЭ, ИЭИ

1. Структуры власти

b-квадральное общество – общество безраздельного господства " Я ".

  1. Тоталитарно-авторитарные режимы – монархии, деспотии, тирании- государства ВОЖДЯ.
  2. Анархия – отсутствие ВОЖДЯ и обилие вождей. Множество ничем не связанных "Я".

"В любой луже найдется гад, своими размерами и иройством всех прочих гадов превосходящий," — примерно так описывал суть b-квадральных режимов Салтыков-Щедрин.

"Я" – обществам присуща жесткая иерархическая структура, причем степень выживаемости государства напрямую зависит от степени свободы миграции по иерархической лестнице. Чем проще переход из одного социального слоя в другой, тем более устойчива система.

В b — обществах в отношении власти действуют две устремленные навстречу друг другу тенденции. С одной стороны, любая власть узурпируется тем, у кого есть личная сила и авторитет. С другой стороны, общество охотно делегирует всю полноту власти тем, кто обладает силой, властью и авторитетом. Человек, находящийся на вершине социальной пирамиды, перестает быть человеком, и отождествляется с Богом. Типичные императорские титулы: Сын Божий (в буквальном, а не в переносном смысле), Богоравный, Богоизбранный и т.д. А поскольку он не человек, то и его действия не сопоставимы с человеческими и не могут быть оценены по человеческим меркам. Это часто помогает удерживаться безумцам у власти, и делает властителей безумными.

Хаос, в который ввергает общество a-квадра, может быть преодолен только жесткими и жестокими методами. Таково однозначное мнение b-квадры. И в 9 из 10 случаев оно оправдано. Проблема b-квадры в том, что и после преодоления кризиса она продолжает жить по законам военного времени, опираясь не столько на букву, сколько на дух закона, понимаемого более, чем вольно.

Как и любое явление, решение вопроса о власти в ключе b-квадры имеет свои положительные и отрицательные стороны, и зачастую оценка этих сторон разными людьми диаметрально противоположна. Четкое определение границы между дозволенным и недозволенным ограничивает свободу личности и сводит на нет организованную преступность.

Самым слабым и уязвимым звеном во властных структурах b-квадры является личность слабого правителя, так же как сильный правитель автоматически делает структуру сильной. И при всех недостатках диктаторский режим зачастую оказывается единственным способом выхода из кризиса без помощи извне.

2. Религиозные представления

Религиозные представления характеризуются следующими положениями:

  1. Ориентация на снятие различий внутри и между социумами (ни эллина, ни иудея).
  2. Стремление к единообразию, в том числе к единообразию в идеях.

a-квадра может быть интерпретирована как прото-социум, не обладающий структурой. b-квадра понимает свою задачу как создание структуры, и именно эта установка находит свое отражение в религиозных догматах.

Жесткая стандартизация и унификация религиозных идей, догматов и ритуалов как попытка сцементировать свое общество и отграничить от чужих, (причем ключевые слова – свои – чужие.)

Как правило, Герой-Творец уступает верховное место Богу – Вождю и Богу – Судье. Церковь как организация вписывается в общую схему управления социумом, а социум уже начинает отождествляться с государством.

Моно-власть в социуме практически неизбежно порождает моно-идею, простую, а впоследствии и примитивную. В b-квадральном социуме наблюдается фантастический психологический феномен – фанатизм, который может служить типирующим признаком b-квадральных обществ. Наиболее характерными b-квадральными формами вероисповедания в целом являются католичество, мусульманство и дореволюционное православие, сменившееся марксистско-ленинской идеологией и кратким курсом ВКП(б).

3. Концепция цели

Структурировать хаос – главная и единственная задача b-квадры. "В борьбе обретешь ты право свое", — это уже к вопросу о методах. b-квадра единственная, формирующая свои цели четко, однозначно, просто. "Наша цель – коммунизм."

Структурированный хаос превращается в систему, а любая жесткая система обречена на разрушение. b-квадра как правило предпочитает жесткие системы.

Идеология b-квадры может быть определена как "идеалистический реализм". Вооруженная такой идеологией, b-квадра может добиться любой цели любой ценой. Собственно, идеалистов стоимость победы никогда и не волновала.

g — квадра

ЛИЭ, ЭСИ, СЭЭ, ИЛИ

1. Структуры власти

В g-квадре доминирует тенденция при принятии решения учесть мнение всех. Таких решений не бывает, поэтому g-квадреквадра не может принять никакого решения. Более точно – решения g-квадреквадры продиктованы не столько стратегической перспективой, сколько сиюминутными обстоятельствами. В отличие от b-квадры, 3–квадра полагает необходимым максимальную деконцентрацию власти, которая, в свою очередь, приводит к неопределенности законодательства. Несогласованность властей напрямую провоцирует существование взаимоисключающих законов. b-квадра при составлении законов использует принцип "Запрещено все, что не разрешено ." g-квадра — "Разрешено все, что не запрещено". Фактически, это приводит к отсутствию границы между запрещенным и разрешенным. Наказание определяется исходя из буквы закона, но поскольку каждый закон имеет свой контр-закон, фактически наказание определяется общественной моралью. Установка дать обидчику в морду заменяется на установку обратиться к адвокату. Безусловно, первая установка позволяла решать споры намного быстрее и значительно дешевле. Общество "Мы" ориентируется не на лидера, а на посредственность, при этом средний уровень постоянно занижается. Самым странным в "Мы" – обществе является мнение о непогрешимости большинства, притом, что сам количественный фактор большинства неопределен. Структуры власти, создаваемые g-квадрой, чаще всего определяют как демократические, причем демократия полагается чуть ли не высшей формой общественного развития. На самом же деле путь g-квадры ведет в тупик, из которого нет выхода, потому что g-квадральное общество существует в основном за счет инерции, полученной b-квадральных обществ. Социумы g-квадры не имеют возможности определить цель изнутри.

Исторически g-квадральным обществом соответствуют Нидерланды после 1 в Европе буржуазной революции, Женева при Кальвине, современные Соединенные Штаты Америки.

2. Религиозные представления

"Мы" – общество ориентировано прежде всего на растворение понятия "Я". Поэтому религиозные представления g-квадры в первую очередь призваны компенсировать стремление личности сохранить себя от распада. Наиболее ярко эти идеи отражает протестантизм. Для религиозных представлений g-квадры характерны следующие особенности:

  1. отсутствие посредника в общении между человеком и Богом;
  2. неунифицированность ритуалов;
  3. формальный подход к вере, часто интерпретируемый как веротерпимость.

К сожалению, символы веры g-квадры не только не могут, но, наоборот, способствуют дезинтеграции личности. Несогласованность прав и обязанностей в социуме приводит к уничтожению института семьи, исчезновению тайны личной жизни. 3-квадра ориентирована прежде всего на форму и в производстве формы ей часто удается добиться совершенства.

Религиозные представления g-квадры маскируют различия между социальными группами, тогда как религиозные представления b-квадры ориентированы на них и направлены на их преодоление. Священник b-квадральной религии отмечен благодатью, ведет особый образ жизни и тем самым оказывается выделенным из числа сограждан. У баптистов же пастор выбирается из числа мирян, то есть он не проходит специальную подготовку, а снисхождение на него благодати носит стихийный и неорганизованный характер. В результате b-квадральные религии – католицизм, буддизм и православие – в общем являются более мощным барьером на пути дезинтеграции личности.

Еще одной особенностью 3-квадральных религиозных представлений является отсутствие конечной цели развития, то есть понятие времени отсутствует как в линейной, так и в цикличной трактовке.

3. Концепция цели

Л.Н. Гумилев нашел очень точные слова, характеризующие цели 3-квадры – эгоизм и потребление. Духовная инфляция порождает явление, которое можно охарактеризовать как "щедрая жадность" – накопление и растрата, не подкрепленные никакими духовными стимулами. Методы действия 3-квадры обусловлены прежде всего необходимостью реагирования на сиюминутные изменения ситуации.

Идеология g-квадры может быть определена как прагматический материализм. Такая идеология обеспечивает сытость, материально-потребительское изобилие и вместе с этим реверсирует уникальный акт творчества в конвейерно-технологический процесс. Примитивизм как синоним общедоступности.

D —квадра

ИЭЭ, СЛИ, ЛСЭ, ЭИИ

Сегодня D-квадральных социумов и государств нет. Можно строить предположения – почему, и какими они должны были бы быть, но анализировать реальные D-квадральные социумы невозможно. С очень большой долей допущения можно предположить, что некоторые племена австралийских аборигенов могут быть классифицированы как D-квадральные, исходя из того экологического равновесия, которое им удавалось установить.

Компромиссом между структурами власти "Я" и "Мы" – обществ служит конституционная монархия, но это скорее идеальное представление, чем реальное соответствие. Теоретически структуры власти D-квадральных социумов обеспечивают идеальный баланс между потребностями и возможностями индивидуума и социума.

Характеризуя структуры власти D-квадры, мы можем предположить, что они должны быть близки матриархальным способам управления. Им может быть присущ консерватизм, система запретов и ограничений, сдерживающих процесс развития. D-квадральное общество предполагает, что прогресс является злом, и в целом усилия членов этого общества направляются на его остановку.

Одна из главных проблем D-квадральных обществ в том, что, с одной стороны, они создают благоприятные условия для возникновения социальных бунтарей, не согласных жить как все, и полагающих ломку традиций своим священным долгом. С другой стороны, D-квадральное общество не имеет механизма защиты перед такими бунтарями. a —квадра зарождается внутри D-ой. Мечта об объединении, разумном и добровольном, о Вселенской Религии, о возможностях отказа от насилия кажутся реальными для D-квадры. Но все это предполагает невероятно высокий уровень сознательности и разумности общества в целом и каждого в отдельности, чем тот, который существует (и может существовать) реально.

Как правило, общество, строящееся на принципе D-квадры, не учитывает фактор критической массы. "Каждый сенатор – порядочный человек, но Сенат в целом – ужасное чудовище". Идеология D-квадры может быть определена как идеалистический гуманизм. К сожалению, идеалистические гуманисты при социальных катаклизмах гибнут в первую очередь.

Можно назвать несколько моментов в истории, когда к власти могла прийти D-квадра – конец XIX – начало XX века в России (конституция Лорис-Мелика, созыв Учредительного собрания, Февральская революция).

 

ПРОТИВОРЕЧИЯ

a и D-квадры являются переходными этапами при выборе обществом своего пути развития. Реально мы должны учитывать только два пути – путь b и g квадр. b и g общества находятся в тотальном антагонизме по отношению друг к другу. Синтез их идей невозможен, а слепое копирование способов жизни на уровне этноса приводит к деструкции этноса. Борьба между жизненными идеалами b и g обществ до сих пор являлась одним из важнейших условий социального прогресса. Рим и Карфаген, католики и протестанты, Советский Союз и Америка – наиболее очевидные примеры. Надо заметить, что b-общество допускает возможность перерастания в D-общество, тогда как путь g ведет в тупик, не сразу заметный.

Нет хороших и плохих обществ. Более того, в каждом реально существующем обществе, в каждом реально существующем государстве можно найти признаки всех 4-х квадр. Комбинация этих признаков, как правило, уникальна и именно она дает возможность различать общества относительно друг друга. Но теоретическое понимание особенностей каждой квадры дает нам возможность определять наиболее характерные черты каждого общества, доминирующие в нем тенденции и делать обоснованные предположения о перспективах развития.

ПЕЧАЛЬНО НЕОБХОДИМАЯ КОНФРОНТАЦИЯ

История показывает невозможность мирного сосуществования b и g-квадры. Более того, я полагаю, что их противостояние было необходимым условием социального развития.

“В планетарной истории существует два противоположных и постоянно конкурирующих подхода к освоению земного пространства — подход “сухопутный” и подход “морской”. В зависимости от того, какой ориентации (“сухопутной” или “ морской”) придерживаются те или иные государства, те или иные народы, те или иные нации, их историческое сознание, их внешняя и внутренняя политика, их психология, их мировоззрение складывается по совершенно определенным правилам. Учитывая эту особенность, вполне можно говорить о “сухопутном”, “континентальном” или даже “степном” (“степь” — это “суша” в ее чистом, идеальном виде) мировоззрении и о мировоззрении “морском”, “островном”, “океаническом” или “водном”. (Заметим попутно, что первые намеки подобного подхода мы находим в работах русских славянофилов — у Хомякова и Киреевского).

В древней истории “морской” державой, ставшей историческим символом “морской цивилизации” в целом, была Финикия и Карфаген. Сухопутной же империей, противостоящей Карфагену – Рим. Пунические войны – это чистейший образ противостояния “морской цивилизации” “цивилизации сухопутной”. В Новое Время и в новейшей истории “островным” и “морским” полюсом стала Англия, “Владычица морей” и, позже, гигантский остров – континент Америка. Англия, как и Древняя Финикия, использовала в качестве основного инструмента своего владычества в первую очередь морскую торговлю колонизацию прибрежных районов. Финикийско-англо-саксонский геополитический тип породил особую “торгово-политически-рыночную” модель цивилизации, основанную в первую очередь на экономических и материальных интересах и принципах экономического либерализма. Поэтому несмотря на все возможные исторические вариации наиболее общий тип “морской” цивилизации всегда связан с “приматом экономики над политикой”.

В отличие от финикийской модели Рим представлял собой образец воинственно-авторитарной структуры, основывающейся на административном контроле и гражданской религиозности, на примате “политики над экономикой”. Рим — это пример колонизации не морского, но сухопутного, чисто континентального типа, с проникновением в глубь континента и ассимиляцией покоренных народов, автоматически становящихся после завоевания “римлянами”. В Новой Истории воплощением “сухопутной” державы была Российская империя, а также центрально-европейская имперская Австро-Венгрия и Германия. “Россия – Германия – Австро-Венгрия” суть символы “геополитической суши2 в период Новой Истории.

Макиндер ясно показал, что в последние несколько столетий “морская ориентация” означает “атлантизм”, так как сегодня “морские державы” по преимуществу – это Англия и Америка, то есть англо-саксонские страны. “Атлантизму”, воплощающему в себе примат индивидуализма, “экономического либерализма” и “демократии протестантского типа”, противостоит “евразийство”, с необходимостью предполагающее авторитаризм, иерархичность и постановку “общинных”, национально-государственных принципов над чисто человеческими, индивидуалистическими и экономическими интересами. Ярко выраженная евразийская ориентация характерна в первую очередь для России и Германии, двух мощнейших континентальных держав, чьи геополитические, экономические и, самое главное, мировоззренческие интересы полностью противоположны интересам Англии-США. То есть “атлантистов”. (3)

Нетрудно увидеть в “атлантистах” g-квадру, а в “евразийцах” b-квадру.

Возможно, что в будущем конфликте между b и g-квадрой примут участие арабо-мусульманский мир как b и американо-европейский как g . Но сегодня в мире очень сильны интеграционные устремления, характерные для d-квадры, и если они победят, человечество сможет избежать реальной угрозы самоуничтожения.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КВАДРАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Определение квадральной принадлежности исторической личности и связано, и не связано с проблемой определения типа.

Типы В. И. Ленина и И. В. Сталина не вызывают сомнения у подавляющего большинства социоников, так же как их принадлежность к b-квадре. Но тип Петра I определяется и как СЛЭ, и как ИЛЭ. На мой взгляд, такая путаница объясняется расстановкой значимых аспектов на разных составляющих деятельности Петра I – постановке задач (ИЛЭ) и методах их решения (СЛЭ). Кроме того, поскольку протоколы спиритических сеансов не рассматриваются большинством социоников как надежные источники, в большинстве случаев анализу могут быть подвергнуты только внешние проявления глубинных психических процессов. И здесь обнаруживается любопытный феномен.

Если принадлежность к квадре определяет предпочтение в выборе идеологии типом, то и выбор идеологии личностью должен определять ее принадлежность к квадре.

Предположим, что некоей квадре А соответствуют идеологии А1, А2, А3. Тип К, формально входящий в квадру А, отдал предпочтение идеологии А2 и благодаря своей активности и последовательности занял высокое иерархичное место в группе, придерживающейся той же идеологии. Через некоторое время К пережил глубокий внутренний кризис, заставивший его отринуть идеологию А2 и примкнуть к группе, исповедующей принципы В2, соотносимые с идеологическими установками квадры В. С жаром новообращенного К пропагандирует новые взгляды и снова занимает высокий пост. К какой квадре его приписывать и по каким принципам это делать? Насколько свобода личного выбора соотносится с типной предопределенностью?

Я полагаю возможным сделать следующие выводы:

  1. Определение квадральной принадлежности возможно без определения соционического типа.
  2. Сознательное отождествление себя с определенной квадрой личностью может не соответствовать ее предполагаемым типным предпочтениям.
  3. При определении квадральной принадлежности следует различать типные предпочтения и выбор, совершенный осознанно.

В большинстве случаев наблюдается отсутствие противоречий между типными устремлениями и сознательным личным выбором.

ВЫВОДЫ

1. “Закон сменяемости квадр” отражает наиболее вероятную тенденцию порядка смены квадр и не дает однозначного ответа при определении последующей квадры.

2. В разных социумах смена квадр происходит не одной и той же последовательности и не за одинаковый период.

3. При определении квадральной принадлежности личный сознательны выбор должен учитываться так же, как и типное предопределенное предпочтение.

4. Квадральная принадлежность может быть определена без определения типа.

5. Эволюция квадр происходит как последовательно, так и параллельно относительно друг друга. В любом социуме могут сосуществовать одновременно разные квадры.

6. К квадрам применимо понятие “внутривидовое различие”.

Список литературы

  1. Букалов А. В. О четырех эволюционных стадиях развития и Законе сменяемости квадр. //Соционика, ментология и психология личности. № 1.1995.
  2. Савченко С. В. Заказ и ревизия в символьной соционике // Соционика, ментология и психология личности. № 4. 1998.
  3. Дугин А. Г. Конспирология. М.; “Арктогея”, 1992. – С.92-93
  4. Гумилев Л. Н. От Руси к России: очерки этнической истории. — М.: Экопрос, 1992
  5. Юнг К. Г. Психологические типы. – Минск.: ООО “Попурри”, 1998

 

СИМВОЛЬНАЯ СОЦИОНИКА С. САВЧЕНКО

2 группы Рейнина в Таро

В квадрате Придворных карт выделим 4 группы одинаковых картинок: Короли, Дамы, Рыцари и Пажи. В соционике это деление соответствует разделению типов по признакам

R-1: экстраверсия / интроверсия,
R-5: сенсорика / интуиция,
R-12: беспечность / предусмотрительность.

Это подробно описанные В.В. Гуленко группы стимулов к деятельности. У каждой группы типов, составленной таким образом, свои движущие мотивы, которые кажутся достойными внимания, заставляют проявлять активность.

СХЕМА

Рассмотрим каждую из этих групп, привлекая описания Таро. Образы станут глубже, понятнее, запомнятся надолго.

Короли. Предусмотрительные сенсорные экстраверты.

Это лидеры своей масти, их жизнь проходит на виду и имеет социальную значимость, репутация заслуженна. В описаниях Королей всегда присутствуют понятия авторитета, руководства, покровительства, уверенности, мудрости, ответственности. Они умеют добиться задуманного, решать трудные задачи, распорядиться властью, позаботиться об окружающих.

По В.В. Гуленко этой группе свойственна деятельность практического характера (сенсорика) с расширяющимся кругом контактов (экстраверсия). Ценности: престижное положение, карьера, власть, влияние, внимание, уважение - таковы, что поддержат репутацию в моменты неопределенности (предусмотрительность).

Стимул их деятельности - престиж.

Дамы. Беспечные сенсорные интроверты.

Это персонажи, сосредоточенные на своих отношениях с миром. В описаниях Дам всегда присутствуют понятия авторитета, практичности, понимания собственных целей и умения их добиваться, уравновешенности, способности оказать поддержку, силы. Отмечаются качества, обеспечивающие комфортное взаимодействие с другими: доброжелательность, понимание, спокойствие, надежность, щедрость, зрелый жизненный опыт.

По В.В. Гуленко этой группе свойственна деятельность практического характера (сенсорика) с постоянным кругом контактов (интроверсия). Их интересует хорошее материальное обеспечение, комфортные условия жизни и работы, запасы, обеспечивающие богатство ощущений и информации (беспечность).

Стимул их деятельности – благосостояние (в широком смысле этого слова).

Рыцари. Беспечные интуитивные экстраверты.

Эти персонажи, ищущие, увлеченные своей идеей. В описаниях Рыцарей всегда присутствует мотив движения, перемен, собственных целей, личной свободы. Они каждый день должны доказывать себе и миру, что они Рыцари, поэтому они устраивают турниры и дуэли, стараются выделиться, ищут новых и новых испытаний своих достоинств.

По В.В. Гуленко эта группа реализуется в нетрадиционных или постоянно обновляющихся сферах деятельности (интуиция) с расширяющимся кругом контактов (экстраверсия). Их увлекают сложные перспективные задачи с масштабными последствиями (беспечность).

Стимул их деятельности – уникальность.

Пажи. Предусмотрительные интуитивные интроверты.

Это персонажи, не обладающие силой и властью, подвижные, гибкие, быстрые. В описании Пажей всегда присутствуют понятия новости, вести, хорошей ориентации в жизненных ситуациях, восприимчивости, податливости. Они олицетворяют то, что связано с молодостью: энтузиазм, неопытность, ранимость, привлекательность.

По В.В. Гуленко эта группа реализует свои интересы в нетрадиционных либо обновляющихся (интуиция) областях деятельности с постоянным кругом контактов (интроверсия). Им нравится заниматься тем, что значимо лично для них, их внутренний мир идей, возможность работать в присущем им ритме (предусмотрительность).

Стимул их деятельности – самодостаточность.

Картинка Признаки Стимул
Короли Предусмотрительные сенсорные экстраверты престиж
Дамы Беспечные сенсорные интроверты благосостояние
Рыцари Беспечные интуитивные экстраверты уникальность
Пажи Предусмотрительные интуитивные интроверты самодостаточность

 

Рассмотрим другой способ группировки Придворных карт - по мастям. Группы будут состоять из всех персонажей одинаковой масти: Посохи, Кубки, Мечи и Пентакли. В соционике такое деление соответствует делению по признакам:

R-6: логика / этика,
R-8: конструктивность / эмотивность,
R-10: рациональность / иррациональность.

СХЕМА


Попробуем создать целостный образ этих групп на базе описаний свойств мастей в традиции Таро.

Посохи. Конструктивные рациональные этики.

Олицетворяют идеологическое начало в обществе. В их описании присутствуют понятия морального авторитета, личной инициативы, трудолюбия, успеха. Их ценят за умение добиться поставленных целей и за готовность предоставить помощь или хороший совет, при решении трудной задачи.

В соционике типы этой группы придерживаются жестких этических критериев (рациональность), которые они хорошо понимают (этика). Действия и правила, которыми они пользуются, легко меняются в зависимости от обстоятельств (конструктивность). Они гибко подстраиваются, чтобы сохранить эмоциональный настрой или сложившиеся отношения. Группа ценит эффективные действия и разумные законы при жесткой идеологической системе.

Псевдонимы этих типов предложенные В.В. Гуленко: Энтузиаст, Наставник, Хранитель Гуманист.

Условно их миссию можно определить как назидательную.

Кубки. Эмотивные иррациональные этики.

Олицетворяют чувственное начало в обществе. В их описании всегда присутствуют понятия чувств и отношений, обаяния, духовности, милосердия, служения идеалу, и заботы о ближнем. Их ценят за дружественный настрой, проявление симпатии, умение сопереживать и тонкую чувствительность.

В соционике типы этой группы контактны, легко сходятся с людьми, проявляют эмпатию (этика), изобретают новые этические приемы (иррациональность) для достижения своих целей. Традиционные нормы им не мешают и не стесняют их этического творчества (эмотивность). Новые приемы работы и правила осваивать не любят, но после освоения стараются упорно соблюдать. Группа ценит эмоциональный настрой и дружескую атмосферу при понятных и стабильных правилах работы.

Псевдонимы этих типов предложенные В.В. Гуленко: Посредник, Лирик, Политик, Советчик.

Условно их миссию можно назвать утешительной.

Мечи. Конструктивные иррациональные логики.

Олицетворяют в обществе власть и закон. В их описании всегда присутствуют понятия силы, власти, воли, решительности, агрессии, справедливости, иерархии, порядка. Им присуще ясное понимание своих интересов, умение добиться результата, способность отстоять свои интересы и завоевывать, расширять территорию своих интересов.

В соционике типы этой группы с интересом изучают и открывают новые законы и изобретают технологии (логики). Они интересуются повышением разумности и эффективности действий, принятые методы и инструкции не стесняют их творчества (иррационалы). Сложные этические ситуации их напрягают, требуют много внимания для освоения (конструктивность). Группа ценит изобретательность и интеллект при стабильной доброжелательной атмосфере.

Псевдонимы этих типов предложенные В.В. Гуленко: Искатель, Маршал, Критик, Мастер.

Условно их миссию можно назвать прогрессорской.

Пентакли. Эмотивные рациональные логики.
Олицетворяют в обществе предпринимательскую активность, богатство. В их описании всегда содержатся понятия богатства, собственности, благополучия, престижа, коммерческого интереса, влияния, материальных ценностей. Им присуще умение управлять материальными ресурсами, разумно обращаться с властью и деньгами, добиваться высокого социального статуса.

В соционике типы этой группы склонны к упорной и аккуратной работе (логики) по проверенным временем и опытом рецептам (рационалы). Они контактны, легко откликаются на эмоциональные посылы, заводят новые знакомства (эмотивисты). Новые методы и правила работы они встречают критически, применяют после неоднократных проверок и рекомендаций. Группа ценит доброжелательность, общение, эмоциональность при жестком исполнении формальных договоренностей и правил.

Псевдонимы этих типов по В.В. Гуленко: Аналитик, Инспектор, Предприниматель, Администратор.

Условно их миссию можно назвать фундаменталистской.

Группировка карт Таро по мастям помогает почувствовать особенности еще одной четверки групп Рейнина. Этот способ объединяет типы по схожему отношению к рациональным, традиционным ценностям общества. Каждая группа старается какие-то наработанные ценности сохранить в неизменном виде, а другие подвергнуть творческой переработке в соответствии с требованиями времени. Выбор этих ценностей и определяет видение типом своей общественной миссии: призван он сохранять или развивать соответствующие нормы, в этической или логической области проявит он свои таланты.

Анализ полученных групп позволил составить следующую таблицу.

Масти Признаки Миссия
Посохи Конструктивные рациональные этики назидательная
Кубки Эмотивные иррациональные этики утешительная
Мечи Конструктивные иррациональные логики прогрессорская
Пентакли Эмотивные рациональные логики фундаменталистская
META-Ukraine Club _BV_  socio atlas For letter to admin

PHOTO_AM_

WEB resources AM