Рассмотрим
подробнее логические и этические
типы. Их юнговские названия
“мыслительные” и “чувствующие”
не означают, что “некоторые типы
никогда не мыслят, а другие - ничего
не чувствуют” [З]. Существенная
разница между ними состоит в том,
что этики легче и яснее видят и
понимают и свои, и чужие чувства и
эмоции, а логики - проще и свободнее
понимают смысл правил и оценивают
пользу дела.
Функции логика и
этика определяют то, как мы
принимаем решения. При этом этики
опираются главным образом на
сочувствие и одобрение окружающих,
а логики - на правильность и
целесообразность своих поступков.
Обе эти функции -
рациональные, оценочные. Логика
сравнивает содержание суждения с
объективными законами, истинными
утверждениями. Этика сравнивает
содержание суждения с принятыми
моральными нормами и ценностями.
Если у человека
логика - сильная функция, то,
соответственно, этика - слабая. Это
не означает, что у человека “нет
этики”, просто она у него слабее
логики, представлена в меньшей
степени, творчество по ней
затруднено. Человек в этом случае
опирается на известные ему правила
и нормы поведения, но не
придумывает их сам. При этом он их
может хорошо знать и быть человеком
воспитанным, корректным.
Наоборот, при
низком уровне интеллекта логик
может и не уметь организовать свои
дела, решить трудную задачу,
пользоваться компьютером,
разобраться в законах. Однако
собственное логическое творчество
на доступном ему уровне доставляет
удовольствие.
Если у человека
сильная этика, то логика
представлена слабее. И опять это не
значит, что у него “нет логики”,
она у него просто слабее его
сильной этики. Такие люди, зная
правила, с успехом выполняют многие
логические операции, бывают и
программистами, и бухгалтерами, и
бизнесменами, но опираются они при
этом на известное, знакомое, а не на
собственное логическое творчество.
Ни новых правил, ни новых методов
действия они не открывают.
Этики легче
ориентируются в чувствах и эмоциях
других людей, но это не значит, что
любой этик всегда будет вести себя
красиво, не допустит неэтичных
высказываний, поддержит хорошие
отношения с людьми. Однако если
захочет, сумеет “выкрутиться”,
сообразить на ходу, как сказать,
чтобы не обидеть.
Здесь многое
зависит от уровня интеллекта и
воспитания человека, которые лежат
за пределами рассмотрения
классической соционики и
индивидуальны у каждого человека
вне зависимости от его
соционического типа.
Добропорядочных
логиков больно задевает нарушение
этических законов, они стремятся
разобраться в них, “раз и навсегда
договориться”. Законопослушных
этиков же больно задевает
манипулирование правилами,
законами. Они стремятся к
разумности, понятности окружающего
мира, хотят быть “умными” и
“деловыми”, в то время как логики -
честными и справедливыми. Здесь,
конечно, речь не идет о людях
низкого уровня, которые
манипулируют своими сильными
функциями для извлечения
собственной пользы.
Этикам бывает
трудно оценить, прав человек или
нет. В таком случае они оценивают
личные качества человека. Логикам
бывает трудно оценить моральные
качества человека. Они в таком
случае оценивают правильность его
поступков, интересуются, кому это
выгодно.
Этик лучше
разбирается в людях и доверяет себе
в этом. Логик доверяет собственной
оценке правоты и деловых качеств.
Логикам легче отстаивать свою
правоту, но труднее подавать
информацию в мягкой, обтекаемой
форме. Этикам - наоборот.
Аушра
Аугустинавичюте в книге [3]
пишет: “Этические не уверены, что
они могут сделать что-то объективно
ценное, логические не знают, что они
собой представляют в глазах других
людей, какие права на них имеют.
Логический свою нужность людям
показывает делами: смотрите на
содеянное мною, оценивайте и
принимайте по заслугам. Этический
чувствует свою нужность другим
людям, умеет налаживать с ними
отношения, манипулировать их
чувствами и эмоциями, не
сомневается в своих правах на них. И
постоянно не уверен в своих
собственных силах и способностях”.
“Логические
часто удивляются
несамостоятельности этических,
когда нужно решать объективные
задачи, этические - тому, как первые
не умеют пользоваться людьми, не
понимают своего влияния на них”.
“Очень важным отличием логических
от этических является то, что
логические обычно доказывают свою
правоту, а этические - уговаривают,
им нетрудно и попросить. Логические
ни уговаривать, ни просить не умеют,
а на уговоры поддаются легче.
Обещаниям
логических можно верить больше, чем
обещаниям этических. Потому что
первые во что бы то ни стало
стараются сдержать свое слово, а
если не могут, говорят заранее,
чтобы “не обмануть человека”.
Этическому не так важно не обмануть
человека, как не испортить с ним
отношений, поэтому он часто обещает
не то, что сможет выполнит, а то, что
от него, как от “хорошего
человека” другие ожидают. Он не
чувствует себя лгуном, а лишь
осторожным дипломатом.
Соционика дает
возможность по-другому посмотреть
на привычное для нас деление
способностей к наукам на
технические и гуманитарные. Так,
например, отнесение способности к
изучению языков к гуманитарным
наукам весьма условно: в
соционических исследованиях
замечено, что для изучения правил
языков необходимы логические
способности, в то время как для
изучения разговорного языка в
общении важнее этические
способности.
В. В. Гуленко в
книге [39]
описывает, как проявляются
юнговские признаки. В частности он
утверждает, что логики больше
обращают внимание на
целесообразность, законы,
объективный смысл, вычленение
фактов. Для них характерны оценка
поступков (а не чувств, вызвавших
эти поступки), плохая ориентация во
внутреннем мире других людей,
беспристрастность, ориентация на
задачу.
Этики
вычленяют настроения,
ориентируются на симпатию,
субъективное отношение. Для них
характерны эмпатия, стремление к
гармонизирующим отношениям,
внимание к психологическому
климату, жизнь чувств, интерес к
внутреннему миру других людей,
общительность. Этик партнера
заинтересовывает (уговаривает, а не
убеждает), решения его
эмоциональные.
Внешние
отличия логиков и этиков
Некоторые черты
логических и этических типов
хорошо проявляются в общении,
заметны внешне.
Логики
проявляют некоторую эмоциональную
закрытость, хорошо заметную даже на
фотографиях. Ориентация на
содержание общения не позволяет им
одновременно творчески следить и
за формой подачи информации.
Поэтому внешние проявления
логических типов - одежда, манеры,
прически - скорее правильны и
просты, чем искусны.
Этики
проявляют заинтересованность в
общении, эмоциональную подстройку
к партнеру. Даже если партнер
воображаемый, например, тот, кто
будет когда-то смотреть на
фотографию, он получит
эмоциональный заряд, посланный
этиком в объектив фотоаппарата.
Этики ценят впечатление,
производимое их внешностью и
творческая работа в этом
направлении заметна окружающим.
Взаимная
дополняемость логических и
этических типов
Теперь видно, как
по-разному воспринимают один и тот
же мир логические и этические типы.
Без любого из этих видов информации
трудно прожить на свете. Информация
может быть оценена с обеих позиций,
и это еще один аргумент за то, чтобы
люди помогали друг другу.
Дополняющие типы нужны друг другу
для адекватного восприятия
действительности. Об этом пишет Р.
К. Седых [7].
Зачем
логику дуал этик |
Зачем
этику дуал логик |
Чтобы
поднять настроение (а иногда и
наоборот), |
Чтобы
рационально организовать
работу, |
разобраться
в чувствах и эмоциях, |
навести
порядок в делах и мыслях, |
видеть,
что хорошо и что плохо, |
понимать
что правильно и что
неправильно, |
служить
посредником между миром людей
и логиком. |
служить
посредником между миром
техники и этиком. |
Кроме
того, чтобы давать логику
чувство, что он нужен. |
И еще
чтобы давать этику ощущение
его значительности. |
Это же
сформулировано и в руководстве к
МВТ1 (по [11]).
Логический
тип нуждается в этическом |
Этический
тип нуждается в логическом |
Для
убеждения. |
Для
анализа. |
Для
расположения к себе. |
Для
организации. |
Для
видения чувств других. |
Для
нахождения слабых мест в
рассуждениях. |
Для
подъема энтузиазма. |
Для
реформ того, что нуждается в
реформах. |
Для
популяризации. |
Для
выдерживания
последовательного курса. |
Для
рекламы. |
Для
сопоставления “закона и
обстоятельств”. |
Чтобы
ценить рассудочность. |
Чтобы
противостоять оппозиции. |
Виды
деятельности для логиков и этиков
По той же причине
разного восприятия
действительности люди логического
и этического типов эффективны в
различных видах деятельности. Об
этом пишет В. В. Гуленко [25].
Логикам
поручайте |
Этикам
поручайте |
управление,
организацию и контроль
производственной
деятельности; |
работу,
связанную с постоянными
контактами с клиентами и
удовлетворением их
эмоционально-этических
запросов; |
составление
и анализ графиков, программ и
других логических структур; |
рекламу,
установление неформальных
связей с окружающим миром; |
технические,
не требующие частых и глубоких
контактов с клиентами задания. |
вопросы
отдыха, праздничных
мероприятий, налаживания
благоприятной психологической
атмосферы в коллективе. |
Характерные
понятия для функций логика — этика
Как же эти столь
разные люди понимают одни и те же
слова? Какие слова, незначимые для
одних, для других полны смысла? Ниже
приведены понятия, несущие
преимущественно логический или
этический аспект информации.
Логика |
Этика |
разум |
сердце |
правильно -
неправильно |
хорошо - плохо |
нужно - не нужно
для дела |
нужно - не нужно
людям |
разумно - глупо |
гуманно -
негуманно |
рационально -
нерационально |
нравственно -
безнравственно |
заслуживает
доверия |
нравится |
объект, субъект |
личность |
мысль |
чувство |
содержание |
форма |
целесообразность |
радость |
явление, факт |
суждение, оценка |
ясность, четкость |
гармония |
беспристрастность
|
вовлеченность,
причастность |
деловая команда |
душевная компания |
доказательство |
убежденность,
убеждение |
аргумент |
мнение |
закон |
обычай |
истина |
добро |
эффективный |
эффектный |
проанализировать |
прочувствовать |
обдумать |
схватить образ |
миропонимание |
миpовоззpение |
порядок - хаос |
гаpмония - хаос |
пpаво |
моpаль |
потpебность |
желание |
пpава - обязанности
|
моpальные ноpмы |
наука |
религия |
удовлетвоpение |
экстаз |
цена |
ценность |
прямота |
уклончивость |
справедливость |
поpядочность |
бесстрастность |
эмоциональность |
Приведем
еще характерные слова по этой
дихотомии, уже без оппозиций.
Для логики:
система, анализ, измерение,
параметр, технология, функция,
слова с корнем “след”, грамотный,
теория, гипотеза, структура,
практичность, инструкция,
постановление, конституция, хартия,
билль, классификация, реестр,
критерий, презумпция,
априори/апостериори,
закономерность, обеспечение,
инструмент, рациональность, модель,
синтез, график, формула, принцип,
схема, адекватность, переносный
смысл, метафора, каламбур,
прагматика.
Для этики:
замечательный, потрясающий,
симпатичный, дикий, отвратительный,
безобразный, жуткий, впечатление,
настроение, обида, щедрость,
энтузиазм, переживание, чуткость,
робость, контактность,
стеснительность, наглость, вражда,
ненависть, восторг, зависть,
запальчивость, протест,
откровенность, облегчить душу,
восхищение, вздор, обаяние, эмпатия,
страсть, предупредительность,
очарование.
Некоторые понятия
часто используют как логики, так и
этики, но понимают они их несколько
по-разному, так как эти слова могут
нести оба аспекта информации.
Логики и этики
понимают по-своему: сомнение,
отношения, влияние, корректность,
правило, иерархия, взгляд,
информация, выгода,
максимум-минимум, оценивать,
хитрость, польза, риск, тщательный,
вариант, активность-пассивность,
контекст, строгость, сфера, область,
аккуратность, сущность,
универсальность, тяга, гибкость,
связь, преднамеренность.
Все это не
означает, что логики - “сухари”,
пользующиеся только логическими
словами, а слова этиков - только
эмоциональны и не несут смысла.
Просто логики легче ориентируются
в логических понятиях, а этики - в
этических.
Различия
логиков и этиков
Признаки
|
Логики
|
Этики |
Ход
мышления |
аналитический,
беспристрастный |
оценочный,
причастный |
Цель
общения |
донести
истину, обменяться информацией
|
донести
отношение, обменяться энергией
|
Деятельность,
ведущая к успеху |
организация
процессов, структур,
разработка схем и технологий |
работа
с людьми, образами, эмоциями,
человеческими отношениями |
Цель
деятельности |
сделанная
работа |
доставленное
удовольствие |
Оценивают
людей в работе |
по
квалификации, по результату |
по
участию, по старанию |
Ориентация
на |
дело,
справедливость, законы |
людей,
гуманность, ценности |
Стиль |
рассудочность,
доказательство |
эмоциональность,
убеждение |
Приоритеты
|
что
сказано, содержание |
кем
сказано, форма |
2. А. В. Букалов, Г.
Бойко
"ПОЧЕМУ ОШИБСЯ САДДАМ ХУСЕЙН, или
ЧТО ТАКОЕ СОЦИОНИКА"
Этики - это люди,
которые - при их желании - умеют
великолепно ладить с окружающими,
хорошо чувствуют их внутреннее
эмоциональное состояние, смело
манипулируют своими и чужими
чувствами. Для таких людей любые
эмоции, как положительные, так и
отрицательные, представляют
ценность: через эти эмоции они
воспринимают мир, реагируют на все
происходящее. А вот в области
объективных взаимоотношений,
предметов материального мира они
чувствуют себя неуверенно. И очень
часто, начав дело, утопаю т в
деталях и второстепенных вопросах.
Логики, в противоположность им,
прекрасно разбираются в
объективных закономерностях
окружающего мира, легко выделяют в
любом деле главное и
второстепенное. Однако они плохо
разбираются в отношениях людей, их
чувствах и эмоциях. Этики очень
часто пытаются логически решать
вопросы - например, чтобы проявить
вежливое отношение к человеку.
Собственные чувства, эмоции для
логиков, как правило, загадка,
поскольку они зачастую не
поддаются контролю сознание м,
"голосом разума". О своих
чувствах они говорить не умеют и не
любят. *)"Как ты лопату
держишь?!" - кричит интуитивному
сенсорный. **) Так, интуитивный может
придумать более эффективный метод
работы, по сам ее выполнять не
будет. ***) Поэтому сенсорные всегда
имеют под рукой справочники,
энциклопедии, иногда - Уголовный
кодекс. Любят разгадывать
кроссворды. ****) То же происходит с
кооперативами: из-за отсутствия
интуитивных конкуренция ведется
сенсорными (силовыми) методами, а не
путем применения новых идей для
завоевания рынка. При кооперации
этики регулируют эмоциональное
состояние логиков, поддерживают их
уверенность в правильности
взаимоотношений с людьми. Логики, в
свою очередь, дают этикам
уверенность в правильности их
поступков в отношении объективного
мира: правильно ли составлен план
работ, те ли вопросы сейчас надо
решать и многое другое. Если этики
оценивают людей с точки зрения
"хороший - плохой", то логики -
по принципу "разумный -
неразумный", "деловой -
неделовой", правильно (логически)
или нет действует человек при
решении тех или иных вопросов. Так,
например, И. Кант "не замечал"
естественнонаучных работ И.- В.
Гете, поскольку они были написаны
не с позиций "чистой" логики. И
еще: этические предпочитают
уговаривать людей. А логические -
доказывать целесообразность или
нецелесообразность какого-либо
поступка.
3. Анатолий Шиян
"Сферы применения Социальных
Технологий. Личность"
До сих пор,
рассматривая первые две дихотомии,
мы, фактически, описывали различия
в характеристиках типов, сравнивая
либо их программные, либо -
творческие функции. Сейчас же,
переходя к описанию двух других
дихотомий, нам придется сравнивать
между собой функции, которые,
возможно, находятся на разных
местах (например, программную
одного типа и творческую - другого)!
Поэтому при рассмотрении двух
последних дихотомий необходимо
учитывать специфику проявления
функции типа в зависимости от ее
расположения, то есть когда она
программная или когда она
творческая.
Главное различие
между логиками и этиками находится
в плоскости описания либо самих
отдельных КС (логики), либо - отношений
между отдельными КС (этики).
Логические
типы проявляются в отношении к
объективному миру, к реально
существующим единичным
объектам, поэтому они не знают, что
они собой представляют в глазах
других людей (так как они не могут
посмотреть на себя "со
стороны" - два объекта - "Я" и
"Он" - для них уже слишком
много!).
Этические -
наоборот, сильны как раз в
отношении к людям, - да и вообще, ко
взаимоотношениям между многими
объектами, составляющими данный
иерархический уровень, - однако они
всегда не уверены, что могут
сделать что-либо объективно ценное
(так как для этого им пришлось бы
либо манипулировать единичным
объектом (если этика - творческая
функция), либо воспринимать (если
она - программная) единичный
объект).
- Логический
все старается сделать сам,
свою нужность доказывать
конкретными делами.
- Этический
же тип чувствует свою
нужность другим людям,
умеет налаживать контакты
с ними, манипулировать их
чувствами и эмоциями, - и
никогда даже не
сомневается в своих правах
на все это (но зато всегда
не уверен в своих
собственных силах и
способностях).
- Логические
типы более самостоятельны при
решении проблем и задач
объективного мира, когда
приходится иметь дело с
единичными объектами или
субъектами, - и всегда
удивляются неспособности
этических решать такие
объективные задачи.
Этические -
наоборот, самостоятельны в
отношениях с людьми, в
регулировании их эмоциональной
жизни, - и удивляются неумению
логических пользоваться людьми и
не понимать своего влияния на них.
- Логические
обычно доказывают свою
правоту (ибо это их способность
либо творить, либо
программироваться процессами
или состояниями отдельных
объектов), тогда как этические
- уговаривают, им нетрудно и
попросить (так как они легко
управляют отношениями).
Логические
просить и уговаривать не умеют, - но
на уговоры других часто легко
поддаются (так как этический блок у
них нормативен - см. ниже).
Обещаниям логических можно
доверять больше, чем обещаниям
этических, которые могут пообещать
просто "чтобы не обмануть
ожидания, не расстроить хорошего
человека" (и чувствуют этические
при этом себя не лгунами, а -
"дипломатами").
Оценивая поступки
других людей, логический
пользуется критериями типа
"логично - алогично",
"разумно - не разумно",
"правильно - неправильно" и
тому подобными характеристиками
(описывающими, по сути дела,
процессы или состояния отдельных
объектов). Этический для таких
оценок использует критерии типа
"хорошо - плохо", "гуманно -
негуманно", "нужно - не нужно
(ему самому, другим людям)",
"честно - нечестно" и тому
подобными (как видим, все эти
характеристики относятся к
совокупности объектов).
Этический
умеет заботиться о людях, делать им
приятное, постоять за них,
переложить заботу о них на плечи
посторонних людей. Но лишь о тех,
кого он причисляет к "своим"
(то есть рассматривает как
принадлежащие "к его
иерархическому уровню"). Для
этического типа существует лишь то,
что он может, в состоянии
"выбить", получить, упросить от
других людей. Вследствие этого
близкие их любят и ценят, часто
прощая им все погрешности.
Так как этические
манипулируют чувствами и эмоциями
других людей, то такие понятия, как
"правда" и "неправда"
имеют для них относительный смысл.
Правда - это то, что ему или другим
людям делает приятное, что выгодно,
что делает этического "приятным
и любимым всеми". Он умеет
создавать о себе (и о "своих" -
также!) выгодное впечатление, умеет
хорошо отчитаться - и при этом,
конечно же, не забыть похвалить и
себя самого.
Можно сказать, что
этический легко "прощает себе",
тогда как логический - легче
прощает другим.
Несколько слов о нормативных
блоках - логическом для
этического и этическом для
логического.
- Логика всех этических
- нормативна, то есть
воспринятая ними "как
данность", выученная,
установленная (разработанная)
кем-то другим,
"авторитетом" в этой
области. Они стремятся строго
выполнять все логические
правила, которым научились на
протяжении всей своей жизни. Им
очень важно, чтобы
используемые ими логические
правила и логические цепочки
были если не строго научными,
то хотя бы - общепринятыми.
Никакого творчества в этой
области они не только не
проявляют, но даже обладают
весьма консервативным
отношением ко всему новому в
области логического, когда им
приходится сталкиваться с этим
в практической деятельности.
Этические всегда весьма
осторожны в оценке своих
логических выводов и
рассуждений, никогда не
уверены в их правоте и всегда
стремятся получить
подтверждение в
правильности их действий в
"области логического" (так
как самостоятельно
устанавливать границы
применимости логических
цепочек и логических выводов
вообще этики не умеют).
Интересно, что часто они
начитаны на эту тему гораздо
больше логических (которым это
просто и не очень-то и нужно!),
хорошо рассказывают о разных
научных истинах.
- Этика логических
- нормативна. Они строго
выполняют установленные кем-то
иным этические нормы, не
допуская при этом никакого
творчества и стремясь достичь
в выполнении этических
нормативов совершенства.
Однако реальная жизнь подчас
доставляет им разочарования в
таком стремлении. Они часто
начитаны по этическим вопросам
- преимущественно в области
художественной литературе.
ЗАМЕЧАНИЕ. Все,
что касается нормативности
недостающих блоков у данного типа
также справедливо для всех
остальных характеристик дихотомий!
Собственно, роль такого
социального явления, как обучение и
образование, как раз и состоит в
том, чтобы предоставить каждому
типу возможность для формирования
недостающих ему нормативных
блоков, - тех, благодаря которым он в
состоянии воспринимать
недостающие ему компоненты
информации. Отметим также, что по
компонентам информации,
являющимися нормативными, человек
всю "шкалу" данных ее
проявлений как-бы сводит к двум
полюсам: "да" и "нет",
"0" и "1" и тому подобное,
тогда так по "родным"
(имеющимся в его типе) компонентам
он пользуется всей гаммой
"полутонов".
Этические
демонстрируют тонкость чувств и
эмоций, так как они видят и понимают
не только свои, но также чувства и
эмоции других людей, за
сравнительно неконкретными (для
логического!) поступками,
случайными словами, мимикой или
жестами видят сложный внутренний
мир человека. Любовь - сфера
приложений этического мышления,
это его задача, это его талант и его
стихия. Этический легко определяет
доброту человека, глубину его
переживаний, но не умеет оценить
затраченный труд (ни свой, ни
других: ведь труд оценивается по
характеристикам отдельных КС!),
склонен "утонуть" в любом деле,
- и никогда не уверен, имеет ли он
моральное право на отдых.
Основная
отличительная черта логических
- это их умение оценивать логику
других. Прежде всего - этических,
чью логику они "проверяют" и
кому они ее разъясняют. Логический
легко оценивает количество
затраченного труда и столь же легко
определяет, когда наступает
"время отдохнуть".
- Логик
"придумывает" систему
доказательств и
аргументации,но уговаривает к
ней прислушаться, принять ее,
настаивает на этом - этик!
Логические не
умеют говорить о своих чувствах,
избегают этих тем при общении.
Вместо разговора - они склонны
действовать. Для них чрезвычайную
важность приобретает модель
поведения - она у них является
нормативной, и поэтому чтобы
изменить ее, нужно порой
значительное время. Чувства
логического типа неуверенные,
ломкие, - и для того, чтобы они
окрепли, необходимо время и
активные действия второго
коммуниканта. Однако уже
установившиеся, определившиеся
чувства логического типа более
устойчивы и продолжительны (ведь он
должен проверить и доказать
необходимость их "отмены" -
логическим путем!).
Этический же
не скрывает ни своих чувств, ни
своих эмоций. Для них самое главное
не столько то, любят ли их (это -
главное для логического!), сколько
то, любят ли они сами! Этические
считают, что если кто-то не ответил
на их чувства - значит он
"неблагодарный" и ... не достоин
любви. Вследствие этого этические
часто меняют объекты своих
привязанностей, они как-бы
"перескакивают" своими
чувствами с одного объекта
внимания - на другой. И - часто сами
же устают от такого
"мелькания" объектов и от
постоянного "поиска".
Этический склонен уступать - но
такое поведение его не бесконечно!
Когда чувства его к кому-то
иссякают, они могут смениться на
свою противоположность - на
ненависть, например, которой этот
тип отдается также "со всем
пылом".
- Логический
способен удерживать в своем
внимании лишь только один
объект (Жуков: "Погодите
минутку! Я только закончу выбор
режима для компьютера, и мы
разговор продолжим").
- Этический
же способен сосредотачивать
внимание на нескольких
объектах - "делах" сразу
(вспомним хрестоматийное
описание Наполеона!)
4. Аушра
Аугустинавичюте "Дуальная
природа человека"
Логические типы
ИМ отличаются от этических своим
отношением к объективному миру и к
другим людям.
Сила этических
проявляется в отношении к людям,
сила логических в отношении к
объективному миру. Этические не
уверены, что они могут сделать
что-то объективно ценное,
логические не знают, что они собой
представляют в глазах других людей,
какие права на них имеют.
Логический все
старается сделать сам. Свою
нужность другим он доказывает
своими делами: смотрите на
содеянное мною, оценивайте и
принимайте по заслугам. Этический
чувствует свою нужность другим
людям, умеет налаживать с ними
отношения, манипулировать их
чувствами или эмоциями, не
сомневается в своих правах на них. И
постоянно неуверен в своих
собственных силах и способностях,
которые долго, мучительно и
пассивно обдумывает, когда
остается наедине.
Обычно логические
типы воспринимаются как более
самостоятельные. Но это лишь
кажущееся, потому что в отношениях
с людьми такой самостоятельностью
отличаются этические.
Самостоятельность логических
проявляется при решении проблем и
задач объективного мира,
самостоятельность этических - при
решении проблем человеческих
взаимоотношений и регулировки их
эмоциональной жизни. Все старание
логических быть положительными,
сильными, хорошими людьми основано
на желании угодить этическим,
заработать признание. Логические
часто удивляются
несамостоятельности этических,
когда нужно решать объективные
задачи, а этические тому, как первые
не умеют пользоваться людьми, не
понимают своего влияния на них.
Очень важным
отличием логических от этических
является то, что логические обычно
доказывают свою правоту, а
этические уговаривают, им нетрудно
и попросить. Логические ни
уговаривать, ни просить не умеют, а
на уговоры других часто поддаются
легче. Обещаниям логических можно
верить больше, чем обещаниям
этических. Потому что первые во что
бы то ни стало стараются сдержать
свое слово, а если чего-то не могут,
говорят заранее, чтобы не
"обмануть человека".
Этическому не так важно не обмануть
человека, как не испортить с ним
отношения, потому он часто обещает
не то, что он может выполнить, а то
чего от него как от "хорошего
человека" другие ожидают. Он не
чувствует себя лгуном, а лишь
осторожным дипломатом.
Оценивая поступки
других людей, логический больше
пользуется критериями:
логично-нелогично,
правильно-неправильно,
разумноглупо,
рационально-нерационально. Хорошо
то,что разумно, разумное не может
быть плохим. Этический:
хорошо-плохо, нужно-ненужно людям
или отдельному человеку,
гуманно-негуманно, честно-нечестно.
Этический умеет
заботиться о людях, о себе и своих
близких, делать им приятное. Но
по-настоящему честно заботится
лишь о тех, кого причисляет к
"своим". Умеет за них просить и
таким образом перекладывать эту
заботу на посторонних людей.
Поэтому близкие их ценят и любят,
прощают все погрешности.
Логический в лучшем случае, когда
он сенсорный, умеет получить то, что
ему положено "по праву". Для
этического существуют не права
одного человека среди других людей,
а то, что реально можно
"выбить", получить, на что
можно склонить, "уломать"
других людей любыми уговорами,
просьбами и эмоциями. Лучший толкач
- этический, несомненно, когда он
сенсорный.
Этические
манипулируют чувствами и эмоциями
других людей, потому правда и
неправда для них имеют
относительный смысл. Часто правдой
становится то, что людям делает
приятное, их подкупает, а его
возвышает, то есть тоже делает
приятным. Быть приятным и любимым -
то, чего виртуозно добивается
каждый этический. Он умеет
создавать хорошее впечатление,
умеет отчитываться за содеянное,
писать отчеты и при том похвалить
всех и, во-первых, себя. Отлично
чувствует себя в любой компании.
Логический при отчетах склонен
говорить о еще невыполненном, о
своих и чужих ошибках и
недостатках, потому что старается
разобраться в реальной ситуации,
увидеть и показать реальное
положение дел или перспективы.
Следует заметить,
что этика всех логических
нормативная, они строго выполняют
установленные другими этические
нормы и никакого творчества себе в
этом не позволяют. В исполнении
норм стремятся к совершенству и
никогда не уверены, что его
достигли. - Потому в этих своих
стремлениях нередко
разочаровываются. Этика всех
этических более или менее
творческая, они считаются не
столько с нормативами, сколько с
конкретной ситуацией. Этично то,
что улучшает ситуацию этического,
делает его более обаятельным, более
необходимым, более сильным среди
других людей.
То же самое можно
сказать про логику. Логика всех
этических нормативная. Они строго
выполняют все логические
нормативы, им очень важно, что
является научным или хотя бы
общепринятым, потому что ни новых
логических отношений, ни новых
методов действия они не открывают и
не изобретают. В своих поступках и
логических рассуждениях очень
осторожны и никогда не уверены в их
совершенстве. По той же причине
кругозор их логических интересов
широк, они начитаны больше
логических, являются хорошими
рассказчиками разных научных
истин. Логические обычно
отличаются начитанностью
художественной литературы, которая
дает возможность познать этические
нормы.
Этические
отличаются тонкостью чувств и
эмоций, хотя они и не
чувствительнее логических, ровным
счетом как логические не
интеллектуальнее этических.
Существенная разница между ними в
том, что этические видят и понимают
не столько свои, но и чужие чувства
и эмоции. За сравнительно
неконкретными поступками,
случайными словами,мимикой,
этический видит сложный мир чувств
другого человека. И это лучше, чем
их видит сам логический, для
которого собственные чувства - мало
понимаемая загадка и нужно, чтобы
нашелся кто-то, кто ее разгадает.
Этические типы все поступки и
чувства других людей как будто
измеряют своими собственными.
Любовь - сфера этического мышления.
Его задача и его талант. Основной
талант логического - оценивать
логику других. Только они правильно
оценивают ум и логичность
этического и ему самому разъясняют.
Они могут оценить деятельность
другого таким же образом как
этические - доброту человека,
глубину его переживаний. Сам
этический не может оценить
количества своего труда, склонен
утонуть в любом деле, в том числе в
домашнем хозяйстве, никогда не
уверен, имеет ли уже моральное
право на отдых или нет. Поэтому
взаимная дружба индивидов с
логическим и этическим мышлением
/хотя бы и не в каждом сочетании/
обогащает обоих, увеличивает их
удовлетворенность собой. Этический
рядом с логическим не сомневается в
логике своих поступках, логический
- что все его поступки являются
поступками хорошего человека. Это и
есть продолжение одного человека в
другом.
По данным нашего
исследования (рис.2), логический тип
более распространен среди мужчин,
этический среди женщин. Но
этические больше стараются быть
такими, как нужно,как принять.
Поэтому часто подчеркнуто
мужественными, в хорошем смысле
этого слова, бывают мужчины с
этическим мышлением. Самые жен-
ственные женщины
тоже с этическим мышлением.
Логический тип выделяется
отсутствием любых показательных
элементов. Поэтому мужчины часто
кажутся "никакими", а женщины,
если только они не интроверты,
сравнительно "мужеподобны".
Логическое мышление мешает бегать
за быстро меняющейся модой и делать
множество нерациональных, не
имеющих практического значения
мелочей /кратковременные прически,
маникюр, туфли на неудобном
каблуке/, так как дает способность
ценить свои усилия и затраты
энергии.
Как уже
говорилось, люди с логическим
мышлением не умеют говорить о своих
чувствах, избегают этого. Чувство
их заставляет действовать в пользу
любимого объекта, а не говорить о
нем. Если в отношениях с любимым они
не являются довольно ласковыми,
совершают ошибки, то только потому,
что не знакомы с другими моделями
поведения. Такому мужчине легче
спросить "выйдешь ли ты за
меня", чем сказать "люблю".
Чувства индивида с логическим
мышлением нежные, их легко
испугать. Для того, чтобы они
окрепли, нужно время и активные
чувства второго. Очень похожим
образом ведут себя и девушки с
логическим типом ИМ.
Чувства
логического типа более устойчивы,
потому что требуется больше
времени для принятия решения, пока
чувства проверяются логическими
рассуждениями. Больше времени
нужно и для отмены принятого
решения. Поэтому логический,
который решился связать с
кем-нибудь свою судьбу, этого
своего решения склонен держаться
более устойчиво.
Этический любит
сознательно, любит потому, что
хочет любить. Любовь - сознательное
творчество приятных эмоций себе и
другому. Если другим самое главное,
любят ли их, то этим - любят ли они:
"Не любишь, но я люблю тебя..."
Эта экспансия чаще всего удачная,
так как направляется на людей,
которые - как предполагается
заранее - должны сдаться. Если
объект внимания не сдается, о нем
самым серьезным образом говорят,
что он оказался недостойным любви и
поэтому пусть обвиняет себя. Кто не
ответит на чувства - неблагодарный,
неразумный или считает, что ему
нужно больше внимания, чем
уделялось. Это значит, что хочет
слишком многого, хочет больше, чем
заслужил. Жизнь этих людей часто
сложна только потому, что объектов
любви появляется слишком много,
неизвестно, когда остановиться, что
любовь как будто есть, а настоящей
опоры в другом человеке нет. Что
из-за непонятной причины утомляет
странное чувство беспокойства,
которое требует менять партнеров, и
что ни в одном из них нет того, что
сделало бы их объектом постоянной
любви и наконец дало бы
спокойствие.
Для человека с
этическим типом ИМ любовь - один из
самых важных вопросов в мире. Но ему
нужен партнер с логическим типом
ИМ, который не демонстрирует своих
чувств, но в них, в этих чувствах,
устойчив. Его притягивают
хладнокровие и логика логического.
Если девушка с этическим мышлением
некоторое время дружила с очень
умным, по ее представлению, парнем,
то всех своих друзей она будет
сравнивать с ним. И пока не найдет
такого, который покажется более
умным, будет чувствовать себя
неудачливой и несчастной. То же
самое можно сказать и про индивида
с логическим мышлением.
Этический тип не
боится любых чувств. Как любви, так
и ненависти. Любит то, что является
хорошим, но с неменьшей силой
ненавидит зло, то, что вызывает
неприятные эмоции. И не скрывает
этого. Он хочет любить, даже когда
его чувства неуместны. Он может
одно чувство поменять на другое: на
положительное чувство к другому
объекту или отрицательное к тому же
самому, но не отказаться от самого
чувства. Когда убеждается, что
любимый является "плохим",
"недостойным", "изменяет",
то есть, хотя ничего нового по сути
дела не произошло, но какая-то капля
переполнила чашу его терпения,
положительное чувство
превращается в отрицательное,
любовь в ненависть. Если партнер
думает, что услуги и уступки
этического бесконечны, что
самоотречение - часть его
характера, то он ошибается и копает
сам себе яму. Неумеющий измерять
своих благодеяний, этический в
конце концов все равно прозревает.
То есть наступает момент, когда он
не может дольше скрывать от себя
"благодарности" не
оценивающего его услуг партнера и
приходит в ярость.
5. Р.К. Седых
"Информационный психоанализ"
Объективики и
субъективики
Ю.
мыслительные -
эмоциональные;
А. логики - этики.
В природе и
обществе есть сущности двух сортов.
Одни мы называем объективными,
потому что они однозначны и
измеримы. Вторые неоднозначны и
неизмеримы, и потому называются а
применении к обществу
субъективными. Стоит, однако,
расширить это понятие и на неживую
природу. Ведь в любой системе
существуют "параметры", не
измеримые ни прямо, ни косвенно, но
тем не менее познаваемые, например,
доступные эстетическому
восприятию.
Объективика, как
психическая функция, базируется на
понятиях действия и расстояния. Она
занимается порядком, наукой,
правилами и законами, рассуждает о
рациональности действий ,и решает,
кто, что и по каким правилам должен
делать. В общем случае, она
занимается анализом и измерением,
притом не важно, что конкретно
анализируется - квадратура круга
или предполагаемый объем
национального дохода. Главное - что
методология и основные категории,
которыми человек пользуется при
этом, будут одними и теми же:
правильно - неправильно, верно -
неверно, разумно - неразумно,
рационально - нерационально,
логично - нелогично.
Совсем иными
категориями оперирует
субъективика. Она базируется на
понятиях "эмоции" и
"чувства". Ее категориями
будут: хорошо - плохо, весело -
грустно, благородно - неблагородно,
эстетично - безобразно и, наконец,
добро - зло.
Продукты
объективики - естественные науки,
то, что с помощью их получено,
техника и технология производства,
государственная система и право -
все те области, где господствует
"холодный разум".
Продукты
субъективики - организация личных
отношений, правила хорошего тона,
педагогика (как наука о воспитании)
и другие гуманитарные науки,
искусство общения, мораль и
нравственность общества; сюда же
тяготеют театр, литература, цирк и
эстрада, прочие искусства.
Можно сказать, что
объективика получает знания, не
зависящие от эмоций личности.
Субъективика же - наоборот,
интересуется эмоциями, желаниями и
чувствами. Например, если
рассматривать чье-то поведение с
точки зрения объективики, то нужно
оперировать понятиями, ей
свойственными (вроде правильно -
неправильно), и объяснять его
объективной необходимостью и
потребностью, правами и
обязанностями этого человека, его
положением в должностной и
материальной иерархии. Это
рассмотрение приведет нас к тому,
что мы решим, было ли его поведение
законным и рациональным.
Рассматривая то же самое поведение
с точки зрения субъективики, мы
будем думать, удовлетворило ли оно
желаниям человека, хорошо ли оно и
соответствует ли моральным нормам.
Объективное и
субъективное находятся в
диалектическое противоречии друг с
другом. Никак нельзя обойтись в
своей жизни только одним из них, и
никогда не удается их полностью
примирить. Поэтому невозможно
добиться их равноправного участия
в поступках и мыслях одного и того
же человека, что приводит к
разделению людей на два
противоположных типа. |
Объективиком
назовем человека, владеющего лучше
объективным, чем субъективным. Как
бы ни сложилась жизнь, наиболее
существенные сознательные его
поступки и решения определяются и
вслух мотивируются логикой,
правами и правилами, знанием
объективного, не зависящего от
эмоций и желаний. Субъективная же
мотивировка своих действий или
эмоций объективику понятна редко.
Субъективиком
будем называть человека,
владеющего лучше субъективным, чем
объективным, ориентирующегося в
этике, желаниях и эмоциях - своих и
чужих - лучше, чем в относительно
туманных для него собственных
рассуждениях и в работе. Hа
сознательное формирование линии
жизни такого человека в первую
очередь оказывают влияние этика,
чувства, эмоции и отношения - его и
чужие.
Еще раз
необходимо подчеркнуть, что обе
стороны личности не могут ни при
каких условиях быть равно развиты.
Одна опережает другую и в силе, и в
скорости реакции на происходящее, и
в осмысленности этой реакции. Но
неверно было бы думать, что
противоположная сторона абсолютно
слаба. Нет, она слаба лишь
относительно сильной. И там, где
человек сильной функцией уже все
решил, его слабая еще обдумывает и
сомневается (Чаще всего ее
деятельность просто ускользает от
сознания.). Для объективика
правильность и разумность чужих и
своих поступков легко понять и
оценить. Но если тут же необходимо
решить, этичны ли они, будет гораздо
больше сомнений и раздумий, прежде
чем появится правильная оценка
(если она вообще появится).
Объективик понимает и свою, и чужую
логику, а в этике в лучшем случае
старается разобраться.
Субъективик же
видит этику других, а логику только
старается оценить.
Существует немало
людей, которые ориентируются
только на свои эмоции или только на
рациональность своих поступков. В
том гипертрофированном случае
различие между типами еще
рельефнее. Но даже в нормальной
ситуации оно вполне заметно.
Ниже приведено
более подробное сравнительное
описание типов.
1. Для объективика
хорошо то, что логично и правильно,
оно не может быть плохим. Для него
первична категория "верно -
неверно". Подсознательно и
этические понятия для него важны,
что обычно проявляется либо в
отрицании значения чувств, либо,
наоборот, в их неуместной
демонстрации. Для субъективика
хорошее и плохое - первичные
категории, что хорошо для людей, что
их облагораживает и делает их
существование приятным, то и
правильно. Бессознательно,
внутренне субъективик очень
зависит от своих суждений и
импульсов к действию, но
возможности их корректировать он
обычно лишен. Поэтому он обычно не
стремится обосновывать
правильность своих рассуждений и
поступков, предпочитая "я так
хочу" (и другие подобные
субъективные обоснования) в
качестве универсального аргумента.
Иногда, впрочем, не в самые лучшие
свои моменты, он бывает готов с
пеной у рта доказывать
правильность безнадежно неверного.
2. Из-за
естественного для объективика
следования логике он обычно не
умеет ни просить, ни уговаривать.
Скорее он сошлется на обязанности,
на то, что человек должен или что
было бы правильно сделать.
Субъективики не
столько доказывают, сколько просят
и уговаривают, часто даже тогда,
когда можно было бы и потребовать.
Иногда, наоборот, требуют там, где
объективная реальность делает их
требования смешными. Однако сами
субъективики легче поддаются не
уговорам других, а логическим
аргументам. Делать рекламу умеют
многие субъективики и только
некоторые из объективиков.
Субъективик обычно уверен в том,
какие чувства он вызывает у
окружающих, насколько он обаятелен
и приятен (чего нельзя сказать о
представителях противоположного
типа).
3. Этика
объективиков нормативная, они
стремятся следовать заданным
другими людьми этическим нормам.
Ошибки личного плана могут надолго
выбить объективика из колеи. Если
он испортил кому-то настроение или
ухудшил ненароком отношения, ему
стыдно и не вполне ясно, как эту
свою ошибку исправить. Вера
рождается в слабой функции - многие
объективики верят в абсолютную
этику. Надеются, что существуют
такие правила построения
отношений, выполняя которые, можно
всегда быть счастливым и хорошим.
Напротив, любой
субъективик чуть ли не с пеленок
усваивает, что хорошим всегда и для
всех быть невозможно, и, надо
сказать, не очень переживает по
этому поводу. Что же касается тех
случаев, когда субъективику не
удалось наладить должным образом
отношения или воздействовать на
эмоции другого человека, он с
легкостью может и перед собой, и
перед другими оправдаться. Ошибки в
чувствах их зачастую лишь
раззадоривают, и они стремятся во
что бы то ни стало добиться своего.
Если эти ошибки даже и
расстраивают, то субъективики
относятся к ним без суеты, так как
верят, что могут исправить
положение.
4. Объективик
относится к логическим нормам
спокойно. Не переживает от того, что
не гарантирован от неразумных
поступков и неверных суждений.
Уверен, что с этими своими ошибками
справится, и его ум будет оценен
окружающими по достоинству.
Субъективики
болезненно относятся к своим
неправильным поступкам и ошибкам в
рассуждениях. Отношение таких
людей к своим логическим ошибкам
мало зависит от уровня их
интеллекта и от уверений
окружающих в том, что от ошибок
никто не гарантирован. Логика
субъективиков нормативная, они
внутренне надеются, что существуют
такие логические правила, следуя
которым, они смогут всегда
правильно рассуждать и поступать.
5. Объективик
запросто может утонуть в личных
проблемах. Хотя ему труднее, чем
субъективику, начать испытывать к
кому-то глубокие и сильные чувства,
но уж если он полюбил, то способен
серьезно мучиться, переживать и
вообще надеяться на отношения,
которых никак нельзя достичь.
Субъективик с той
же легкостью тонет в работе. Он
нередко продолжает вести
рассуждения или действовать, уже
чувствуя, что не во всем прав. Ему
трудно быстро перестраиваться,
исправляя логические ошибки. Плохо
и когда не идет работа, и когда он
делает ее неправильно.
6. Если
объективику сказать с укором, что
он нехорошо себя ведет, он склонен
сразу подсознательно с этим
согласиться и тут же приступить к
внутреннему поиску причины этого
"нехорошо".
Когда
субъективика упрекают за то, что он
поступил нехорошо, он достаточно
спокойно реагирует, ибо может с
этим поспорить или легко исправить
допущенную им ошибку, если она
действительно была.
7. Если
объективику указали на
неправильность его действий, он или
сразу поймет и спокойно исправится,
или удивится, не увидев в
случившемся никакой особенной
беды.
Когда
субъективику указывают на
неразумность поступков, ему
заранее нехорошо еще до того, как
объяснили, в чем дело.
Во время лекций
меня часто спрашивали, не означает
ли субъективность (как признак типа
личности) полное отсутствие у
человека какой-либо логики? То, что
одна из функций доминирует (а иначе
быть не может), вовсе не означает,
что она хорошо развита с точки
зрения общепринятых стандартов.
Так же не значит, что
противоположная совершенно слаба.
Бывают малоинтеллектуальные
объективики и очень умные
субъективики, встречаются плохие
люди среди субъективиков и
прекрасные - среди объективиков.
Важно понимать, если мы определили
человека как субъективика, то это
значит, что он надеется в основном
не на свое умение ладить с людьми и
улучшать их и собственное
настроение, а на свое умение
работать и соображать. Для
противоположного типа верно
обратное.
Индивидуальные
различия могут быть выражены в
различной степени. Многое зависит
от воспитания, культуры,
материального положения и прочих
факторов. Но как бы то ни было, на
данном уровне развития общества
существуют некоторые характерные
черты, свойственные типам. Они и
положены в основу описаний,
сделанных в этой главе.
6. О.Б. Слинько
"Ключ к сердцу - соционика"
Так, например,
люди различаются по направленности
мышления. Одни хорошо разбираются
во всём, что связано с человеком и
отношениями между людьми. Назовём
их этиками. Другие более свободно
ориентируются в устройстве
материального мира. Это - логики.
Таким образом, наша первая шкала:
этика-логика. Человек может быть
либо этиком, либо логиком,
промежуточного состояния не
существует. Рассмотрим данный
признак более детально. Этик хорошо
чувствует и понимает состояние
другого человека: его настроение
(приподнятое, угнетённое), чувства
(любовь, гнев, антипатия), знает, что
означают эмоции партнёра,
творчески владеет своими
собственными эмоциями. Этик видит,
как относятся к нему и как
складываются отношения между
другими людьми. Всем этим вопросам
придаёт первостепенное значение и
не теряет к ним интереса, постоянно
стремится к людям и не устаёт от
общения с ними. Этик решает сложные
проблемы человеческих
взаимоотношений творчески и
независимо, полагаясь в основном на
собственное мнение. Логик подобную
независимость проявляет в других
вопросах. Он - творческая личность
во всём, что касается дела, деловой
целесообразности, техники и
технологии, построения систем,
классификаций и иерархий. Логика
интересует механизм явлений,
порядок, который существует в
природе и в обществе. В то же время
логик старается избегать сложных в
этическом плане ситуаций, так как
считает, что человеческие страсти
не несут конструктивного начала и
являются помехой делу. Надо сказать
и о том, что этик обычно проявляет
большой интерес к логическим
вопросам. Он не творец в этой
области, но стремится ее изучить и
понять. Более того, свои логические
знания он демонстрирует перед
окружающими в первую очередь.
Логик, наоборот, при контакте с
людьми изображает этическую роль.
Он изучает нормы и правила
межчеловеческих отношений
осторожно исследует эту область,
всё более расширяя круг своих
познаний. Однако, если этическая
ситуация не укладывается в рамки
освоенных норм, логик теряется и не
знает, как себя вести.
7. Ирина Долина
"Кто вы? Логик или Этик?"
Логический тип
больше распространен среди мужчин,
этический - среди женщин.
Логические женщины часто выгладят
мужеподобно. Они не отвлекаются на
такие нерациональные "мелочи",
как посещение парикмахерских,
косметических салонов, домов моды.
Сила этических типов проявляется
по отношению к людям, логических - к
объективному миру. Этик
(эмоциональная личность) прекрасно
разбирается в том, "что такое
хорошо и что такое плохо". Он
умеет налаживать контакты,
манипулировать ими, является
заботливым (но, как правило, по
отношению к "своим людям").
Этическому типу важно не испортить
свои связи, поэтому он может
обещать не то, что способен
выполнить, а то, чего от него "как
от хорошего человека" ожидают
другие. При этом этик не ощущает
себя обманщиком, а, наоборот,
"осторожным дипломатом". Для
этического типа не существует
"прав одного человека среди
других людей". Он признает лишь
тактику уговоров, просьб,
"уламывания" и
"выбивания" того, что ему нужно
от других. Лучшим "толкачом",
"пробивным типом" является
именно этический (особенно
этико-сенсорный экстраверт или
интроверт). Этик пользуется
критериями: "честно-нечестно",
"гуманно-негуманно", поэтому
объективная истина для него
является понятием относительным.
Быть приятным и любимым - вот чего
виртуозно добивается каждый
этический тип. Он легко становится
эмоциональным центром коллектива.
Видит и понимает не только свои, но
и эмоции окружающих. За случайными
словами, оговорками, мимикой этик
способен разглядеть сложный мир
чувств другого человека. Любовь
относится к сфере этического
мышления. Этик считает себя вправе
первым проявить инициативу
(Татьяна Ларина - Евгению Онегину:
"Я к Вам пишу, чего же боле...")
Доверяет только своим симпатиям и
антипатиям. Никогда не бывает
уверен в логичности своего
поведения, хотя старается строго
выполнять все логические
нормативы. Кругозор логических
интересов этиков широк, они
являются хорошими рассказчиками
научных истин (хотя новых
погических систем не изобретают). В
социальной жизни субъективизм
этиков имеет как положительную, так
и отрицательную стороны. Они
способны как защищать идеалы
гуманизма, так и разжигать
национальную и религиозную рознь. В
любом коллективе этики создают и
культивируют сеть неформальных
контактов, что часто негативно
отражается на интересах дела. Ведь
коллектив -"теплая компания"
занят исключительно углублением
межличностных отношений. В браке
партнерство двух этиков может быть
либо нежизнеспособным (пример
любви Ромео и Джульетты), либо
достаточно мучительным с
постоянными взаимными упреками,
обидами, нотациями и выяснением
отношений.
Этику очень важно, чтобы рядом
находился партнер, способный
контролировать его поступки с
точки зрения разумности, привести
хаос мыслей в логический порядок,
решить практические проблемы. И
таким партнером может быть только
логик.
Логик (мыслительный тип) все свои
поступки совершает, исходя из
здравого смысла. Поэтому он уверен
в правильности своего поведения,
независимо от того, что по этому
поводу думают окружающие. Деловые
отношения не принесет в жертву
этическим (хоти бы потому, что
последние для него непонятны).
Логик все старается сделать сам.
Свою нужность другим доказывает
делами. Его самостоятельность
проявляется при решении проблем
объективного мира. Свою правоту
логик подтверждает фактами;
уговаривать и просить не умеет (но
сам на уговоры поддается). Свои
обещания старается сдержать любой
ценой. Поступки логический тип
оценивает с точки зрения
"правильно-неправильно",
"разумно-глупо". Он не всегда
уверен в этичности своего
поведения, поэтому к этическим
нормативам относится серьезно и
педантично им следует (не проявляя
творчества). Логик отличается
начитанностью в области
художественной литературы, которая
дает ему возможность глубже понять
чувства людей. Природу своих эмоций
логик осознает плохо. Он менее
влюбчив, чем этик, но его чувства
более стабильны и продолжительны.
Боится дать выход своим эмоциям.
Логику - мужчине легче спросить у
возлюбленной: "Выйдешь ли ты за
меня замуж?", чем сказать: "Я
люблю тебя". Для развития чувств
логика требуются сильные эмоции со
стороны этика. Логический тип не
может найти выхода из ситуации
этического кризиса (ему трудно
просить прощения). В коллективе
хорошо чувствует себя на должности
руководителя. Степень его
объективности определяется
полнотой имеющейся информации.
Логики определяют ту часть
коллектива, которая твердо
ориентирована на поставленные цели
и не скатывается на "выяснение
отношений".
В браке союз двух логиков весьма
проблематичен. Они постоянно
поучают друг друга, оставаясь
каждый при своем мнении. Ни один из
них не чувствует себя по-настоящему
любимым. Взаимная интеллектуальная
"холодность" приводит к
отталкиванию.
Логику нужен этик. Первого во
втором привлекают живые эмоции.
Второго в первом - хладнокровие и
ум.
Таким образом:
Логический
тип:
- ориентирован на
систему, закон и порядок;
- любит анализировать и
устанавливать логические связи;
- в интересах дела может
игнорировать чувства людей;
- не способен говорить о своих
эмоциях, которые устойчивы и
скрыты;
- не любит выяснять причины ссор и
недоразумений.
Этический
тип:
- человек чувства,
хорошо разбирается в эмоциях
окружающих;
- способен влиять на других своими
эмоциями и сам подвержен такому
влиянию;
- принимает решение под влиянием
симпатий - антипатий;
- склонен идти на компромиссы ради
хороших отношений; сам обидчив и
боится обидеть
других;
- часто говорит комплименты; любовь
для него - самое важное в мире.
В каждом из тестов подчеркните
подходящие вам характеристики. По
их преобладанию вы сможете отнести
себя либо к логику, либо к этику.
8. В.В. Гуленко
Физический
уровень
Логики живут в
"неодушевленном" мире
объективных законов. Их чувства
подчинены разуму. Они никогда
добровольно не будут делать то, что
считают неправильным, нелогичным.
Законы природы и целесообразность -
вот что ими движет. Объект для
логика стоит над субъектом. Этики
погружены всецело в одушевленный
мир человеческих отношений. Их
главный советчик - сердце, а не
разум. Субъект для них стоит выше
объекта. Этики антропоцентричны -
исходят из душевного состояния
человека или группы людей. Их
поступки больше объясняются
субъективными тяготениями, чем
строгими законами
целесообразности. Даже машины они
как бы одушевляют. Находясь в
коммуникации, этики прекрасно
вычленяют из общего
информационного потока
субъективную составляющую, для них
более весомым часто оказывается не
то, что человек сказал или сделал, а
то, как он это сказал или сделал: в
каком настроении он при этом был,
что его тяготило или подбадривало,
какие интонации в речи преобладали,
как он жестикулировал и выглядел и
т. п. Логик бессознательно отметает
субъективный компонент информации.
"Душевные нюансы" затрудняют
принятие решения, так как они
ненадежны, нечетки, неоднозначны.
Логик полагается лишь на голые
факты и оценки. Улыбки, жесты, ритм
дыхания, блеск глаз - т. е. все
личностно-субъективное, говорящее
о чувствах другого человека не
служит логику основанием для
изменения своего поведения.
Психологический
уровень
Этические
социотипы - это психологи от
природы, так как они в той или иной
мере наделены даром эмпатии -
способностью почувствовать
другого человека как самого себя.
Доброта, сочувствие, стремление к
гармонии отношений - все это
неотъемлемые черты этиков. Этики
постоянно следят за
психологической атмосферой в
группе, выясняют субъективные
причины ссор и конфликтов,
постоянно влюбляются и
разочаровываются, одним словом,
живут полнокровной чувственной
жизнью. Совсем иначе проявляют себя
на психологическом уровне логики.
Они словно отделены от внутреннего
мира других людей невидимым
барьером. Им не дано умение глубоко
погружаться в другого человека. Их
эмоциональность поверхностна,
чувства не пронизывают их глубоко,
если их не подпитывать снаружи.
Правильность, критичность, трезвый
анализ преобладают у логиков над
гармонизирующим началом. Они не
станут приспосабливаться к
партнеру, даже если очень
симпатизируют ему. Психологическая
атмосфера в группе мало
сказывается на продуктивности
логика. Он никогда добровольно не
станет вникать в скрытый мир чувств
и отношений, симпатий и антипатий. В
общении логик игнорирует
психологический фактор, свои
чувства выражает не столько
словами и игрой эмоций, сколько
поступками и физической
дистанцией. Логику трудно
разобраться в своих субъективных
чувственных привязанностях, он
ищет для них каких-либо более
надежных подтверждений. Из-за
неумения оперировать
субъективно-личностной
информацией логику трудно общаться
в неформальном кругу незнакомых
людей. Логик не чувствует, с кем
какую дистанцию в коммуникации
нужно устанавливать. Поэтому в
психологическом плане, когда нет
никаких деловых зацепок, логик
является необщительным. Ему
нелегко ориентироваться в море
субъективных чувств, внутренний
мир других людей ему мало
интересен, впрочем, как и свой
собственный. Этик же великолепно
чувствует, с кем и на какое
расстояние можно сблизиться.
Поэтому этик общителен, особенно
если рядом оказываются люди,
которые ему внутренне симпатичны.
Он с удовольствием принимает
участие в обсуждении людей и их
оценке с этической точки зрения.
Критериями "хорошо - плохо",
"нравится - не нравится" этики
пользуются постоянно, благодаря
чему всегда знают, с кем в каких
отношениях они находятся.
Внутренний мир другого человека -
самый пристальный объект их
внимания.
Социальный
уровень
В социальной
жизни субъективизм этиков приводит
к пристрастной позиции, что имеет
как свои положительные, так и
отрицательные последствия. Защищая
идеалы добра и человечности, этики
становятся хорошими выразителями
интересов тех или иных социальных
групп. Но, с другой стороны, именно
этики приводят к возникновению в
обществе национальных,
идеологических и конфессиональных
предрассудков. Логики как типы,
беспристрастные в своей основе,
являются лучшими руководителями.
Они способны трезво сопоставить
разные точки зрения с реальным
положением дел и принять
равновесное решение. Степень их
объективности будет определяться
полнотой имеющейся в их
распоряжении информации. Гармония
социальной жизни больше строится
на логике объективных правителей,
чем на эмоциях вожаков толпы. В
любом коллективе имеется сеть
неформальных контактов, которая
создается и культивируется
этиками. На изучение подобных
процессов направляет свои усилия
социометрия (метод Дж. Морено).
Однако глубоким заблуждением
является утверждение о том, что в
социально здоровом коллективе все
должны симпатизировать друг другу
на уровне личностных предпочтений.
Отобрав людей по этому методу, вы
создадите "теплую компанию"
этических социотипов, не способную
делать то, что надо, а
предпочитающую углублять
межличностные отношения.
Скатыванию с социального уровня на
чисто психологический
препятствуют логические члены
коллектива. Они образуют ту его
часть, которая твердо
ориентирована на задачу, под
которую создавался коллектив.
Однако если выбрать другую
крайность и создать коллектив из
одних логиков, то социальный
уровень также разрушится, ведь
некому будет выступать
эмоциональным индикатором
развития, общение станет сухим и
скучным, будут преданы забвению
этические нормы. Чисто логический
социум регулируется иерархическим
государством, превращающим
человека в ничего не значащий
винтик этой машины.
Интеллектуальный
уровень
При обработке
информации логик отличается полной
самостоятельностью в ее оценке и
принятии решения. Он не доверяет
мнениям со стороны, особенно тех
людей, которых он не знает. Логик
вообще не склонен принимать во
внимание субъективный фактор,
стремится его всячески
нейтрализовать. Поэтому для него
нет авторитетов и кем-то доказанных
положений. Этик же в этом отношении
оказывается очень зависимым от
мнений и оценок окружающих людей,
особенно тех, которых он уважает.
Субъективное мнение кого-либо для
этика столь же весомо, как и закон
целесообразности для логика. Этику
всегда важно, чтобы его рассуждения
и выводы подтверждались
какими-либо авторитетами в
соответствующей области, не
противоречили бы каким-то
общепринятым правилам или
стандартам. Он соблюдает принцип
преемственности. Когда логик
сообщает важное сведение, он всегда
доказывает свое мнение. Его
обоснования опять-таки строятся на
фактах и объективных
умозаключениях, в которых он не
сомневается. Проблему он
анализирует всесторонне,
прорабатывая все "за" и
"против". Логик не склонен
предлагать простые решения
запутанных проблем. Эмоциональная
реакция аудитории на свои выводы
его интересует мало. Этик
предпочитает не столько доказывать
свою правоту, сколько расположить к
себе интересующих его людей. Этик
силен в сознательном умении
нравиться, он всегда делает ставку
на отношение к обсуждаемой
проблеме тех людей, которые ему
небезразличны. Его мышление всегда
эмоционально окрашено, хочет он
того или нет. Так как решение,
принятое этиком для себя, всегда
несет отпечаток личных симпатий
или антипатий, он постоянно
сомневается в объективности или
обоснованности своих выводов для
всех. Таким образом, этик
предпочитает решать одушевленные,
привязанные к тем или иным
человеческим потребностям
проблемы. Если же проблема
объективно сложна, он пытается
опереться на советы авторитетных
людей в этой области. Если этого
нет, он либо попадает в тупик, либо
предлагает простые, рассчитанные
на эмоциональный эффект пути. Логик
выбирает для решения
безличностные, касающиеся всех в
одинаковой степени проблемы. В этой
области он уверен и не доверяет
мнениям со стороны. В сложных
этических проблемах он теряется,
предпочитает их разрубать как
"гордиев узел", т. е. решать
простыми способами. В
эмоционально-чувственной сфере он
так же беспомощен, как этик в мире
объективности.
Лицо логического
обычно более осмысленное и
холодное, его эмоции - слуги
рассудка, они локальны. Лицо
этического более теплое, мягкое
расплывчатое. Если он улыбается, то
в этой улыбке растворен весь. Как
чеширский кот из "Алисы в стране
чудес" - то остается один кот без
улыбки, то одна улыбка без кота.
Гуленко
Этические
экстраверты, если это чистые типы,
действительно в любой ситуации
ориентированы на человеческие
контакты. Но весьма контактны и
многие этические интроверты. Это не
удивительно, ведь они же хорошо
чувствуют себя именно в
неформальной обстановке, где
главную роль играет субъективное
чувство. Логические же типы, пусть
даже экстравертные, в этих условиях
могут быть совсем неконтактными,
ведь тут они лишены ориентиров и
поэтому оказываются всего лишь
объектами чужих
симпатий-антипатий. На
производстве же все обстоит как раз
наоборот. Активные субъекты дел -
это экстравертные логики. При
формальном общении их
направленность на внешнюю деловую
обстановку максимальна. По
контактности не с приятелями, а с
людьми как исполнителями
должностных обязанностей
логические экстраверты намного
превосходят этических.
Гугель
для логика
свойственно думать что, выполняя
определенные правила, можно
сохранять со всеми хорошие
отношения, и свои неудачи в этой
области будет оправдывать своими
сильными функциями. Например, от
логико-интуита можно услышать, что
скандальность - это персональное
свойство конкретного человека.
Этик же точно знает, что хорошим для
всех быть невозможно, отношения
могут быть разными. При этом для
этика свойственно думать, что
существуют правила, следуя которым
можно всегда правильно поступать.
Обращайте внимание на способность
исправлять свои ошибки, ведь это
двойная трудность. Надо и понять
причину ошибки, и придумать, как её
исправить. Спокойно, без лишнего
самобичевания можно исправить
только ошибку по сильной функции.
Во-вторых, есть существенная
разница между Л-Э по первой функции
и по второй (нумерация функций
модели "А" ведётся по форме
"Z" в ментальном кольце, и в
зеркальном отображении со знаком
минус в витальном кольце.).
Прочувствуйте разницу между
структурным, аналитическим
мышлением Роба по анализу важности
и перспективности идей и
стремлением Дон Кихота логически
обосновывать свои идеи. Или Достик,
который устанавливает хорошие
отношения с понравившимися ему
людьми против Гексли,
устанавливающего хорошие
отношения, чтобы лучше узнать
человека. Особенно это заметно по
3-4. Например, если белый логик по 1
может при случае похвастаться
своими хорошими отношениями со
всеми, даже если это не так, то белый
логик по второй будет старательно
избегать подобных обсуждений.
Улыбка вежливости черного логика
Джека становится гримасой ужаса
Габена. И так же как демонстративно
объективный подход к людям Достика
оборачивается черно-интуитивными
оправданиями у Гексли. Имейте в
виду, что Л-Э по первой функции
рационал, а по второй иррационал.
В-третьих, дуал логика - этик
противоположной вертности, а этика
- логик. Конечно, не стоит ожидать,
что типируемый сразу расскажет, как
он хочет дуала, хотя и такие случаи
нередки. Разумеется, в таких
рассказках очень сильно
сказываются социальные наработки,
но когда типируемый рассказывает о
нестандартном поведении партнера,
то к этому стоит прислушаться.
Например, от Бальзака можно
услышать историю, как ему
понравилась очень сексуально
одетая девушка в совершенно
неподходящем для того месте
(например, церкви), такое нарушение
всяких морально-этических норм
может себе позволить только
Наполеон. Кстати, можете предложить
Бальзаку самому прийти в церковь в
плавках, или громко расхохотаться,
но лучше этого не делать. Если вам и
это не помогло, то не теряйте
надежду. Воспользуйтесь самым
достоверным способом - определяйте
не шкалу будь то Л-Э или любая
другая, а человека. Смотрите, как он
ведёт себя, как реагирует на
различные жизненные ситуации.
Тогда на смену строгим правилам
дихотомий придёт ваш опыт и умение
слушать людей, понимать их
достоинства и недостатки, а это
единственно возможный путь к
практическому применению
соционики. Если вы исследуете
коллектив сотрудников, то
присмотритесь, кто остаётся
спокойным, когда другие теряют
самообладание? Кто придерживается
объективной стороны дела, а кто не
забывает про интересы человека,
сидящего за соседним столом. Кто
хорошо относится к людям во имя
общего дела, а кто просто
огорчается от плохих отношений
самих по себе. Если же речь идёт о
вашем близком друге, то открываются
гораздо более широкие горизонты. Вы
можете пронаблюдать, как действует
человек в условиях надвигающегося
конфликта. Логик будет упираться до
последнего патрона, логик может
даже позволить сесть себе на шею, но
тем сильнее будет потом выстрел.
Если конфликт всё же произошел, то
это весьма строгая черта, возврат
из-за которой так же сложен, как и
прямой ход. Для этика все проще.
Конфликт - один из его возможных
стилей общения. Он может дойти до
определенной точки и совершенно
спокойно вернуться назад. Поэтому
он весьма уверенно идет к этой
точке, и строго чувствует момент
остановки. Посмотрите, как
рассматривают предстоящую
вечеринку логики: они смотрят на
вечер оценивающе, нужно блюсти
интересы дела, или можно
расслабиться. Этиков же будет
интересовать состав участников, с
кем поговорить, к кому проявить
особое внимание. Только логики
могут превратить любой разговор в
соревнование, и только этик может
всё это принимать на свой счет. И уж
совсем интересно определение типа
в любви и браке. Именно Л-Э будет
решать: продолжить отношения с
другим человеком или прекратить.
Только логик постоянно стремится
выяснить отношения до конца. Если
он выяснил, что вы друзья и не что
другое, его заинтересует, вы друзья
которые спят вместе, или нет. Если
что-то другое, то насколько это
ограничивает его свободу. И этот
перечень вопросов можно продолжать
до бесконечности. Даже само
признание: "Я вас люблю",
нуждается в обсуждении. Этик же
считает, что подобное разделение
только разрушает отношения. Быть
вместе, это уже и есть достаточное
определение, а слова: "Я вас
люблю", не требуют никаких
объяснений. Еще более забавно
проявление типов в сексе. Логики
точно знают, что им нравится, а что
нет, они уверены, что путь к лучшему
сексу лежит через концепцию.
Последнее характерно для
логико-интуитов. Слишком сильные
чувства и эмоции могут их даже
пугать (логики по второй функции).
Этики же ориентированны на то, что
бы доставлять радость своим
любимым, они жадно ждут нежности и
любви. Если же этого нет, то они
будут корить себя в неспособности,
но при этом могут убедить себя в
обратном, если видят, что партнёр
доволен. Подытоживая всё
вышесказанное, отмечу: определение
шкалы не есть самоцель типирования.
Да, определение шкалы сильное
подспорье, при условии, что она
определена верно. А что если нет?
Тогда в лучшем случае вы получите
мираж вместо дуализации, а в худшем
подконтрольного вместо
зеркальщика. Помните, что шкалы
сильны не дихотомией как таковой, а
её участием в модели. Только
моделью можно подтвердить или
опровергнуть ваше определение
предпочтений по шкале.