Эрик Берн предложил простой способ осознания (транзактного анализа) процесса взаимодействия (транзакций) между участниками общения.
Вид транзакций зависит от того, какое именно состояние "Я" преобладает у человека во время взаимодействия.
Скрытые транзакции составляют основу игр.
Скрытые игры - основа сценариев.
В каждый момент времени наше Я находится в одном их трех состояний
что и определяет поведение индивида.
Родитель - социально-нормативное состояние
Содержит социальные установки и стереотипы поведения, усвоенные, преимущественно, от родителей и других авторитетных лиц. Это могут быть
В процессе общения Р-позиция обычно проявляется в критичном, оценочном поведении по отношению к другим, в менторских, "отеческих" высказываниях и замечаниях, в оказании покровительства, защиты, протекционизма. Р оценивает, дает советы, допекает указаниями и наставлениями, но и обнаруживает также готовность к бескорыстной помощи и защите.
Взрослый = реалистическое состояние
Будучи ориентирован на сбор и анализ информации, адаптивен, рассудочен, серьезен, сух. Конкретные проявления зависят от ситуации.
Дитя = непосредственно-эмоциональное состояние
Содержит "естественные" импульсы, укоренившийся в структуре личности ранний опыт реагирования
и установки , принятые по отношению к себе и другим
В процессе общения Д-позиция проявляется обычно в непосредственном отношении к миру, творческой увлеченности, наивности гения, или в архаическом поведении - упрямстве, злости обидчивости, легкомыслии.
Оптимально = равновесие всех трех эго-состояний, что обеспечивает гибкость и успех в различных ситуациях общения. В реальном взаимодействии чаще происходит преобладание одной из модальностей (эго-состояний):
Транзакции могут быть
Единица общения = сообщение субъекта А по отношению к субъекту Б и ответная реакция последнего на него.
Истинные транзакции делятся на комплиментарные, перекрестные и скрытые.
1. Комплиментарные (взаимодополнительные) транзакции
Реакция соответствует сообщению. На родительскую позицию следует детская реакция. На взрослую - взрослая. На детскую - родительская.
Пример комплиментарной с пристройкой сверху
Врач |
Пациент |
||
Доверься мне, все будет хорошо. |
Готов слушаться во всем. |
Пример комплиментарной транзакции с пристройкой "на равных"
Врач |
Пациент |
||
Шансов мало, но сделаем все возможное |
Спасибо за прямоту, постараюсь быть мужественным. |
Пример комплиментарной транзакции с подстройкой снизу
Врач |
Пациент |
||
Прямо не знаю, как быть- Положение серьезное, я теряюсь- |
Не волнуйтесь, при ваших знаниях и опыте моя болезнь - пустяк. |
2. Перекрестные (мнимые, неудавшиеся) транзакции
Источники психологических конфликтов. Любые некомплиментарные транзакции, например:
Муж |
Жена |
||
Ты меня все время критикуешь! |
Ну, конечно, я во всем виновата! |
3. Скрытые транзакции
Включают более двух эго-состояний партнеров, общение происходит на двух уровнях: внешнем - уровне текста, и скрытом - уровне подтекста, который передается в основном при помощи средств невербальной коммуникации.
В примере двухуровневых транзакций (флирта и провокации) уровень подтекста изображается пунктиром.
Ковбой |
Девушка |
||
Не хотите ли посмотреть конюшню? |
Спасибо, давно мечтала посмотреть. |
Продавец |
Покупатель |
||
Эта модель лучше, но она вам не по карману |
Именно ее я и возьму |
Игра - последовательность скрытых транзакций с четко определенным или предсказуемым исходом. Основные характеристики игры:
Существование игр питает стремление игрока-инициатора игры остаться на той позиции эго-состояния, которое приносит выигрыш в игре. Скрытое сообщение посылается под видом комплиментарных, социально приемлемых, а результат ожидается как эффект от воздействия скрытой транзакции, что и составляет суть игр.
Здесь рассматриваются только ТА-игры, т.е. игры, основанные на скрытых мотивах. Соответственно, в них не входят игры спонтанных людей - способных к выбору своих эго-состояний и их свободному выражению и игры естественных Детей. Детское эго-состояние включает естественного, адаптированного и бунтующего ребенка. ТА-игры - забава для адаптированного и бунтующего Дитя.
Бунтующее (дующееся) Дитя - ребенок, рассерженный на своих родителей. Бунтует и дуется до тех пор, пока "обедать не позовут", т.е. пока за прекращение бунта что-то не предложат взамен. Поэтому постоянно ищет обиды и несправедливости. В игре выбирает роль Агрессора.
Адаптированное Дитя - ребенок, сверхчувствительный к влиянию родителей. "Посмотрите, как я старался" (например, если опаздывает, то постарается прийти запыхавшись). В игре выбирает роль Жертвы.
Выигрыш всех игр направлен в той или иной степени на укрепление самозащиты, получение привилегий, уклонение от близких отношений и уход от ответственности. В каких-то больше, в каких-то меньше. В любом случае, стоит знать, что "выигрывает" тот, кто начинает. Он же проигрывает (без кавычек) реальное решение своей проблемы. Тот, кто включается в игру, проигрывает во всех смыслах.
Название: |
Попался, негодяй! |
|||
Ходы: |
провокация - обвинение - защита - обвинение - защита - наказание |
|||
Цель: |
Оправдание агрессии, чтобы избежать осознания собственных недостатков. |
|||
Роли: |
Агрессор |
Жертва |
||
Социальный уровень транзакции: |
Посмотрите, вы поступили неправильно |
|
Когда вы мне на это указали, я и сам это вижу |
|
Скрытый уровень: |
"Я следил за тобой в надежде, что ты оплошаешь. |
"На этот раз ты меня поймал" |
Название игры: "Изъян".
Цель - самоутверждение через нахождение изъянов у других, например, "Он не читал Рильке!"
Название игры: "Родительский комитет".
Цель - самоутверждение компании единомышленников через нахождение изянов у других компаний, например, "Все мужчины - сволочи", "Все бабы - одинаковы", "Нынешняя молодежь никуда не годится".
Название: |
Гость-растяпа |
|||
Ходы: |
провокация - возмущение - извинение = прощение |
|||
Цель: |
Извинениями вынудить прощение, чтобы иметь возможность себя не контролировать и впредь |
|||
Роли: |
Агрессор |
Жертва |
||
Социальный уровень транзакции: |
Я веду себя вежливо, поэтому и вам придется быть вежливым |
Все в порядке. Я вас прощаю |
||
Скрытый уровень: |
Тебе придется меня простить. |
Ты прав. Придется тебе показать, что значит себя хорошо вести. |
Название: |
Алкоголик |
|||||
Ходы: |
провокация - обвинение или прощение - потворство своим желаниям - гнев или разочарование |
|||||
Цель: |
Шаблонная эмоциональность вместо спонтанности, неумения проявить интимных форм близости ь |
|||||
Основные Роли: |
Жертва-алкоголик |
Агрессор =преследователь |
||||
Дополнительные роли: |
Спаситель |
Простак |
Посредник |
|||
Социальный уровень транзакции: |
Скажите мне, что вы обо мне думаете на самом деле, или помогите мне. |
Буду с вами откровенным. |
||||
Скрытый уровень: |
"Ну и гадок же я был! Посмотрим, сможете ли вы меня остановить". |
Ты должен бросить пить, потому что- |
Название игры: "Тупик"
Цель = улонение от близких отношений.
Название игры: "Фригидная женщина", "Динамо"
Цель = улонение от близких отношений.
Название: |
"Да, но-" |
|||
Ходы: |
проблема - решение - возражение - решение - возражение - замешательство |
|||
Цель: |
самоуверенность (защита от неуверенности в себе) |
|||
Роли: |
Жертва-беспомощный |
Агрессор-советчик |
||
Социальный уровень транзакции: |
Да, но .. |
Почему бы вам не-? |
||
Скрытый уровень: |
Они тоже никогда не добиваются успеха |
Я заставлю тебя почувствовать благодарность за мою помощь |
Название игры: "Калека".
Варианты: Что вы хотите от такого <сексуального, бедного, чувствительного, больного, человека, у которого был такой отец, не было родителей> как я?
Цель: уход от ответственности.
Название игры: "Ну почему такое случается именно со мной!"
Цель - жить жизнью других людей, лишь бы не брать ответственность за собственную.
Название игры: "Посмотри, что я из-за тебя сделал(а)"
Цель - не брать на себя ответственность.
...В основе сценариев Берна лежат запреты, предписания. Думаю, их тоже можно структурировать, основных не так много, причем многие перекликаются с болезненностью соционических функций, например, don't make it, don't think, don't feel, don't be important..