2.
Интуиция/Сенсорика
- интуитив
(теоретик) живет не в той
конкретной картинке, которая
определяется конкретным миром.
Он ощущает, видит перспективу.
Все внимание интуитива
обращена на смысл предметов, на
их некий путь. Интуитив сидя
рядом часто отсутствует.
Экстраинтуитивный взгляд —
"как бы не смотрит, но
видит". Интроинтуитивный —
"не смотрит и не видит".
Походка неуверенная.
Причесывается как бы
поглаживая кусочки головы.
Одежду ощущает как нечто
инородное.
- сенсорик
(практик) живет сегодня, он
чувствует, что завтра будет
другая реальность, которая
потребует нового поведения,
ощущения, осознания. Его
заботит окружающее
пространство. Экстрасенсорик
занимает много пространства,
он его как бы не чувствует.
Интросенсорик чувствует где он
"звучит", не нарушая фона,
всегда уместен. Походка
сенсорного типа уверенная,
"земная". Одежда ощущается
единой с телом. Причесываясь,
сенсорик может обойтись без
зеркала, так как он чувствует,
что у него на голове.
Интуиция есть
та психологическая функция,
которая передает субъекту
восприятие бессознательным путем.
Интуиция - это своего рода
инстинктивное схватывание,
достоверность интуиции покоится на
определенных психических данных,
осуществление и наличность которых
остались, однако, неосознанными.
Ощущение - та
психологическая функция, которая
воспринимает физическое
раздражение. Ощущение базируется
на прямом опыте восприятия
конкретных фактов.
ТЕСТ
МАЙЕРС-БРИГГС
|
Сенсорный тип |
Интуитивный тип |
1. |
Любит решать
задачи, имеющие СТАНДАРТНЫЕ
способы решения |
Любит решать
НОВЫЕ задачи |
2. |
Способен к
рутинной работе |
Не любит
снова и снова делать одно и то
же |
3. |
С большие
удовольствием пользуется уже
знакомыми средствами, чем
изучает новые |
Больше любит
изучать новые вещи, чем
пользоваться ими |
4. |
Работает
стабильно, имеет реальное
представление о сроках работы |
Работа
происходит вспышками, с
энтузиазмом, чередуется с
периодами спада |
5. |
К
умозаключению обычно приходит
перебором всех промежуточных
суждений |
К
умозаключение часто приходит
скачкообразно |
6. |
Беспокоится,
если детали становятся слишком
сложными |
В сложных
ситуациях спокоен |
7. |
В рутинных
ситуациях спокоен |
Беспокоен в
рутинных ситуациях |
8. |
Редко
доверяет вдохновению, обычно
его трудно вдохновить |
Придерживается
собственных ВДОХНОВЛЯЮЩИХ
идей, как плохих, так и хороших |
9. |
В работе с
фактами внимателен и точен |
Имеет
тенденцию делать фактические
ошибки |
10. |
Хорошо
выполняет кропотливую работу |
Не любит
тратить время на уточнения |
Интуиция -
сенсорика
Я интересуюсь
будущим, потому что собираюсь
провести в нем всю свою оставшуюся
жизнь.
Ч.Ф. Кеттерлинг
На день надо
смотреть, как на маленькую жизнь
А. М. Горький
Наряду с
функциями принятия решений К. Г. Юнг
открыл в психике человека функции
непосредственного восприятия
действительности. В этот класс
попали иррациональные функции:
интуиция и сенсорика.
Аушра
Аугустинавичюте пишет об
интуитивных и сенсорных типах
следующее: “Они очень сильно
различаются. Тот, что с сенсорикой -
практичный, деятельный человек.
Второй более стратег, чем тактик,
склонен к теориям,
философствованию, строительству
того, что называют воздушными
замками. Они отличаются во всей
повседневности, во всех мелочах.
Первый всегда опрятен, знает, что
красиво, что нет, всегда собран.
Второй - рассеян, и, хотя старается,
насколько может, быть опрятным,
сосредоточенным, но это ему далеко
не всегда удается” [З].
Интуиция и
сенсорика - функции, направленные
на непосредственное восприятие
окружающей действительности, они
показывают, на какую информацию мы,
прежде всего, обращаем внимание. И
интуиция и сенсорика собирают
мельчайшие крупинки информации и
складывают из них картину мира.
Разница заключается в способе
восприятия информации. Интуиция
собирает информацию во времени,
рассматривает развитие процессов
из прошлого в будущее, поэтому
завершенная картина мира дает
предсказание еще не случившихся
событий. Например, сведения о
возможности, вероятности и времени
наступления каких-либо перемен.
Сенсорика собирает информацию в
пространстве, поэтому завершенная
картина мира дает описания
невидимых качеств объектов здесь и
теперь. Например, сведения о
самочувствии, надежности, силе,
выносливости.
Сенсорики больше
доверяют информации, получаемой с
помощью пяти органов чувств,
фиксируют внимание на том, что
можно увидеть, попробовать,
измерить. Они ориентированы на
настоящее, их больше интересует,
что происходит в данный момент.
Интуитам более интересны не факты
как таковые, а их взаимосвязи,
значение, последствия. Здесь
“шестое чувство” (интуиция) играет
большую роль, чем остальные пять. П.
и Б. Тигер отмечают, что интуиты с
легкостью читают между строк, во
всем ищут скрытый смысл, фиксируют
внимание на подоплеке, на
умозаключениях. “Они ценят
воображение и доверяют своим
предчувствиям и озарениям. Интуиты
ориентированы на будущее, они
склонны видеть события в развитии
и, как правило, предпочитают
изменять положение вещей, чем
сохранять их привычное состояние”
[16]. Сталкиваясь с какой-либо
ситуацией, сенсорик хочет
определить, что происходит, а
интуит стремится осмыслить ее
возможные последствия.
Аушра
Аугустинавичюте описывает
интуитивные и сенсорные типы так:
“Сенсорные типы ИМ живут в полном
смысле этого слова ощущениями:
умеют воспринимать природу,
искусство, наслаждаться всем
видимым, слышимым, ощущаемым. Очень
точно чувствуют свое физическое
“я” и его потребности, обладают
ясно выраженным ритмом жизни.
Сенсорный живет как будто лишь
одним днем. Все, что будет завтра,
для него немного неожиданно. Из-за
неразвитого абстрактного мышления
он не имеет чувства предвидения и
надеется лишь на свои силы и волю...
Ощущениям интуитивных типов ИМ не
хватает яркости, они постоянно
рассеяны. Даже свое физическое “я”
воспринимается ими неопределенно.
Часто уверенности в своей
материальности им хватает лишь до
тех пор, пока они смотрят в
зеркало” [З]. Сенсорики внимательны
ко всем своим физическим
потребностям, интуиты же очень
внимательны к развитию событий, для
них важно, к чему приведут слова или
поступки, как будет складываться
ситуация в дальнейшем. Даже если
сегодня что-то не так, важно видеть
свет впереди. Вспомним А. С. Пушкина:
Сердце будущим
живет, Настоящее уныло. Все
мгновенно, все пройдет, Что пройдет,
то будет мило.
Для интуитов
характерен полет фантазии, чутье на
новое, необычное. Они могут
подсказать, что перспективно,
предостеречь от неприятностей,
умеют реально планировать дела,
оценивать способности людей,
развивать их. Интуиты лучше видят
ситуацию в целом, глобально,
сенсорики же внимательнее к
частностям, подробностям.
Читаем дальше у
Аушры Аугустинавичюте об
особенностях интуитов и
сенсориков: “Каждый интуитивный
успешнее заботится о других, чем о
себе. Сенсорный понимает свои
материальные интересы и умеет их
отстаивать. Интуитивный ожидает,
что останется от других, или пока о
нем позаботятся другие... Сенсорик
доверяет своим ощущениям и не
сомневается, когда он здоров, когда
болен: он же “чувствует”.
Интуитивному свои собственные
ощущения кажутся менее
объективными, чем диагноз врача... У
сенсорика нормативная интуиция,
поэтому он исключительно осторожен
в отношении использования своего
времени, а также в отношении
использования потенциальной
энергии, потенциальных
возможностей объектов, субъектов и
явлений. Несомненно, никакого
творчества здесь не получается.
Поэтому сенсорный - тактик, а
интуитивный - стратег” [З].
В крайних
вариантах об интуитах говорят: “Не
от мира сего”, а о сенсориках:
“Дальше своего носа не видит”.
Разумеется, обычно люди в такие
крайности не впадают, а держатся
ближе к золотой середине, но у
каждого из нас есть свои
предпочтительные средства:
интуитивные или сенсорные.
Действуя наиболее естественным для
себя способом, человек добивается
наибольших успехов.
Интуиты, осваивая
новую информацию, пытаются
объединить в одно целое разные ее
фрагменты, поэтому осваивают их
все, параллельно, охватывают
вниманием большие ее порции и
говорят, что информация должна
“перевариться”. Сенсорики
осваивают информацию небольшими
порциями, последовательно, шаг за
шагом. Время для переваривания
каждой маленькой порции не очень
заметно. Внимание сенсорика узко
направленно каждый раз на
изучаемый фрагмент. Поэтому-то
интуиты и кажутся рассеянными по
сравнению с сенсориками: их
внимание гораздо шире охватывает
ситуацию, чтобы оценить ее
целостность, и уже не так
пристально следит за каждым
конкретным фактом.
Замечено, что
сенсорики одеваются красиво, чтобы
привлечь к себе внимание
окружающих. Интуиты могут
одеваться еще красивее, но - чтобы
спрятаться за своей изысканностью
от излишнего внимания. Сенсорики не
сомневаются в своей
привлекательности, уверены, что их
любят. Интуиты же чувствуют себя
любимыми, только пока им говорят об
этом. Интуиты всю жизнь пытаются
разобраться в себе, сенсорики менее
этим озабочены, они просто живут,
твердо стоят на ногах, на земле. А
вот интуиты не очень твердо стоят
на ногах (и в прямом и в переносном
смысле), для них важнее чувство
полета, фантазии.
В. В. Гуленко
отмечает, что интуиты реагируют на
физический раздражитель с
определенным запаздыванием. “Они
как бы отделяются от своего тела, -
пишет он. - Их органы чувств
реагируют не столько на то, что есть
на самом деле, сколько на то, что они
думают об этом” [39]. Здесь очень
важно заметить, что скорость
реакции интуитов зависит от их
сосредоточенности. В соревнованиях
на скорость они значительно
опережают сенсориков, но в ситуации
“здесь и сейчас”, когда нужна
реакция на то, что происходит в
данном месте и в данное время, они
могут не сразу отреагировать, если
в этот момент думали о другом.
Интуиты скорее
идеалисты, романтики, больше
обращают внимание на внутренний
потенциал, чем на наличные данные.
Ориентированы на будущее, хорошие
прогнозисты, часто их мысли
опережают свое время. Сенсорики
скорее прагматики, телесность у них
часто преобладает над духовным, они
ценят комфорт, здоровье. Они легче
справляются с конкретной ручной
работой, практичны. Хуже улавливают
тенденции изменений, для них важнее
победа здесь и сейчас.
В своей практике
мы подметили такой интересный факт:
обычно о
способностях к физике и математике
говорят как о логических.
Оказывается, здесь есть еще одно,
более тонкое деление. Сенсорики
обычно более способны к изучению
физики, где необходимо хорошо
представлять себе окружающий мир,
чувствовать его, а интуиты с их
абстрактным мышлением - к решению
математических задач, где зачастую
требуется целостное видение
условия задачи. В математических
способностях тоже есть разделение:
сенсорики больше любят геометрию
(здесь главное - работа с
пространством), а интуиты - алгебру,
иногда тригонометрию, анализ (здесь
нужнее гибкость мышления, быстрый
перебор вариантов решения).
Как работают
функции непосредственного
восприятия? Как они собирают и
обрабатывают информацию? Процессы
сбора информации по функциям
непосредственного восприятия
действительности (интуиция и
сенсорика) можно сравнить со
сборкой головоломок “Puzzle”.
Поскольку для этих функций не
существует разработанных норм и
правил, приходится обрабатывать
информацию в условиях
неопределенности. Сначала трудно
состыковать элементы друг с другом,
но по мере их накопления,
получаются все более осмысленные
фрагменты, и с какого-то момента
становится ясно, какую картинку мы
собираем. После этого уже можно
выкинуть элементы, случайно
попавшие в картинку и из новых
подбирать только подходящие.
Картина замыкается мысленно, когда
еще нет в наличии всех необходимых
элементов, но уже ясно, какими
свойствами они должны обладать,
чтобы картина получилась
жизнеспособной, а не
мертворожденной. Так происходит
узнавание еще не собранной
картинки, видение неочевидного для
других. Основа уверенности интуита
в прогнозе - целостность картины
событий: все узлы в ней должны
состыковываться, основа
уверенности сенсорика в оценке
состояния объекта - ощущение его
жизненной силы.
Внешние различия
интуитов и сенсориков
Интуиты, как
правило, худощавы, но если они
полнеют, то полнота их скорее
рыхлая или слегка отечная. Интуиты
хуже ощущают пространство, поэтому
могут при движении задевать
предметы. У интуитов, как правило,
тонкая шея и узкие ладони. Сенсорики,
как правило, крепкие, плотные, даже
если худые.
Они обладают
хорошей координацией движений. Они
лучше чувствуют свое состояние,
крепче стоят на ногах, но они не
такие быстрые, как интуиты.
Вот что пишет об
этом Аушра Аугустинавичюте:
“Отличаются они и внешне: глазами,
походкой. Глаза интуитивного - это
глаза, которые смотрят и не видят.
Глаза сенсорного, наоборот, глаза
очень хорошо видящего и все
замечающего человека. Походка
каждого интуитивного менее
уверенна, он как бы немного парит в
воздухе и готов каждому уступить
дорогу. Походка сенсорного
отличается отчетливостью,
самоуверенностью,
неуступчивостью” [З].
В своей практике
мы обнаружили такой любопытный
признак. Если попросить человека
сложить ладонь лодочкой так, чтобы
оттуда не вылилась вода, то у
сенсорика емкость “лодочки” при
этом большая, там удержится много
воды. У интуита ладонь либо узкая,
либо, если и широкая, то она
остается плоской, много воды в ней
не удержится.
Взаимная
дополняемость интуитивных и
сенсорных типов
Интуиция и
сенсорика - дополняющие функции.
Они, также как логика и этика, не
могут работать у одного человека
одновременно с одинаковой силой. Н.
Р. Якушина [37] отмечает, что интуит
лучше схватывает общее, при этом
частности обрубаются, улавливает
тенденции развития событий, умеет
спланировать работу, увидеть
ситуацию в целом. Сенсорик -
практик, увереннее делает
конкретные вещи, т.к. лучше
улавливает информацию, поступающую
от глаз, ушей, рук, умеет и стремится
занять и обжить пространство.
Интуиты больше внимания уделяют
новым возможностям, сенсорики -
реалиям.
Конечно, людям с
такими разными подходами к жизни
нелегко понять друг друга. Человек
другого типа - загадка. Трудно
представить, на что он опирается в
жизни, откуда берет свои выводы.
Дополняющие типы, как люди, стоящие
спина к спине, видят разные стороны
реальности. Но только они и могут
эффективно защитить друг друга от
неожиданных неприятностей, увидеть
то, что не видно другому, прикрыть
слабые места. Принятие
дополняющего партнера - очень
ценная и перспективная
психологическая установка.
Необходимость
взаимного дополнения интуиции и
сенсорики описана у Р.К. Седых [7]. Мы
постарались выстроить эти
утверждения так, чтобы стало
очевидно, что дополняющие типы
одинаково необходимы друг другу,
никакой из них не лучше и не хуже.
Зачем
сенсорику дуал интуит |
Зачем
интуиту дуал сенсорик |
Чтобы
никогда не бояться будущего, |
Чтобы
быть спокойным за стабильность
своей жизни, |
все
успевать и никуда не
опаздывать, |
с
реализмом смотреть на
сегодняшний день, |
иметь
возможность широко и целостно
представить ситуацию, |
иметь
практическую помощь для
реализации своих идей, |
не
похоронить ни одного своего
таланта и не пропустить ни
одной новой возможности. |
чтобы
хлеб насущный никогда не
становился неразрешимой
проблемой. |
Не
зависеть всецело от
непредвиденных изменений
ситуации. |
Не
зависеть всецело от врачей,
портных, продавцов. |
Иметь
возможность планировать свои
действия, заботиться о
насущных потребностях
партнера и радоваться его
благодарности за заботу и
обеспечение комфорта. |
Иметь
возможность реализовывать
свое мировоззрение, заботиться
о будущем партнера и
радоваться его благодарности
за то, что это будущее стало ему
понятным и уже хотя бы поэтому
светлым. |
А вот что по
поводу дополняющих функций
написано в руководстве к MBTI (по [11]).
Сенсорный
тип нуждается в интуитивном |
Интуитивный
тип нуждается в сенсорном |
Для
определения новых
возможностей. |
Для ощущения
конкретной ситуации. |
Для
выдвижения новых идей при
решении задач. |
Для
использования накопленного
опыта при решении задач. |
Для
улавливания признаков
наступающих изменений. |
Для чтения
мелкого шрифта в контракте. |
Чтобы знать,
как подготовиться к будущему. |
Чтобы
обращать внимание на то, что
нужно сегодня. |
Чтобы
набраться энтузиазма. |
Чтобы
набраться терпения. |
Для
выделения новых существенных
обстоятельств. |
Для
отслеживания существенных
деталей. |
Чтобы с
удовольствием преодолевать
трудности. |
Чтобы
реалистически относиться к
трудностям. |
Для
убеждения в том, что радости
будущего стоят того, чтобы к
ним стремиться. |
Чтобы
вспоминать о важности прошлых
радостей. |
Виды
деятельности для интуитов и
сенсориков
Теперь не
покажется странной мысль о том, что
сенсорики и интуиты проявляют
склонность к разным видам
деятельности. Эти склонности
следует учитывать при выдаче
рекомендаций по профориентации.
Вот рекомендации на основе данных
В. В. Гуленко [25].
Интуитов
привлекайте для решения задач |
Сенсориков
привлекайте для решения задач |
перспективы,
предполагающих отдаленный по
времени результат, |
текущих,
повседневных
производственных, |
нестандартных,
неясных по содержанию,
запутанных. |
практически
ориентированных, с
гарантированной материальной
отдачей. |
Характерные
понятия для функций интуиция -
сенсорика
Ниже приведены
таблицы понятий, несущих
преимущественно интуитивный или
сенсорный аспект информации.
Интуиция
|
Сенсорика
|
теория
|
практика
|
абстракция
|
конкретика
|
время |
пространство
|
многозначность
|
однозначность
|
в
общем |
в
частности |
прошлое/будущее
|
настоящее
|
журавль
в небе |
синица
в руке |
возможность
|
реальность
|
то, что
может быть |
то, что
есть |
предполагаемое
|
осязаемое
|
когда-нибудь,
где-нибудь |
здесь
и сейчас |
сомнение
|
несомненность
|
духовное
|
телесное
|
возвышенное
|
земное
|
платоническая
любовь |
плотская
любовь |
изобретение
|
рационализация
|
замысел
|
воплощение
|
способности
|
квалификация
|
вероятность
|
определенность
|
фигуральный
|
буквальный
|
Теперь приведем
слова, характерные для каждого
признака, не нашедшие себе
оппозиции
Для интуиции:
воображение, перспектива, прогноз,
глобальный, неведомое, озарение,
мечта, предположение,
относительный, шанс,
приблизительно, догадка,
предчувствие, фантазия.
Для сенсорики:
качество, комфорт, уют, кропотливый,
скрупулезный, основательность,
подробность, апробировано, отдача,
наслаждение, воля, стабильность.
А вот некоторые
пересекающиеся понятия, которые
употребляют как сенсорики, так и
интуиты, хотя с разными оттенками
вкладываемого в них смысла.
Интуиты и
сенсорики понимают по-своему:
вкус, накопленный опыт, взгляд,
попробовать, эксперимент,
честолюбие, лень, индукция -
дедукция, аскетизм, аккуратность,
опыт, состояние
Различия
интуитов и сенсориков
Параметры
|
Интуиция
|
Сенсорика
|
Легче
ориентируется |
во
времени |
в
пространстве |
Характер
восприятия |
глобальный
|
локальный
|
Характер
мышления |
абстрактный
теоретический |
конкретный
практический |
Методы
|
поиск
скрытого смысла |
применение
на практике |
Процесс
освоения информации |
параллельный
|
последовательный
|
Процесс
мышления |
непрерывный:
умозаключение “вынашивает” |
дискретный:
умозаключение выстраивает шаг
за шагом |
В
незнакомой ситуации |
осваивает
новое |
опирается
на известное |
В
рутинной ситуации |
теряет
интерес |
находит
интересное для себя |
Жизненная
позиция |
поживем
- увидим |
здесь
и теперь |
Эффективность
|
в
необычном, непонятном |
в том,
что проверено и надежно |
Динамика
|
легкие
на подъем |
усидчивые
|
Объект
обработки |
прогнозы
|
имеющиеся
в наличии данные |
Речь |
фигуральная
речь, метафоры и аналогии |
точность
выражений, детальные описания |
Отношение
к методам работы |
предпочитает
изучать новые, любит осваивать
новые профессии |
предпочитает
совершенствовать знакомые,
любит оттачивать мастерство |
2. А. В. Букалов, Г.
Бойко
"ПОЧЕМУ ОШИБСЯ САДДАМ ХУСЕЙН, или
ЧТО ТАКОЕ СОЦИОНИКА"
Люди сенсорного
типа (в просторечии -
"сенсорики") через ощущения
полнокровно воспринимают
окружающий мир. А свое тело в нем -
через вкус, цвета, запахи, краски,
эстетическое и чувственное
наслаждение, правильно определяют
свои физические потребности.
Восприятие сенсорного - здесь и
сейчас. Зачастую он живет
сегодняшним днем. Несомненно,
сенсорному принадлежит фраза:
"После нас - хоть потоп".
Будущее предвидит с трудом.
"Завтра будет завтра", - может
сказать один из них, надеясь на свои
силы. У интуитивных (или
"интуитов") физические
ощущения неопределенны, они плохо
оценивают свое физическое "Я".
Можно сказать, что они плохо
воспринимают как свою собственную
материальность, так и
материальность окружающего мира.*
Зато в противоположность сенсорным
они прекрасно чувствуют и
предвидят будущее, дополняют
сенсорных по части новых
перспектив и возможностей. Эта
кооперация интуитивного и
сенсорного обогащает обоих,
принося свои плоды. Так А.Дюма в
романе "20 лет спустя" назвал
одну из глав "Ум и сила", а
следующую - "Сила и ум", где
описано, как интуитивный
экстраверт Д'Артаньян вместе с
сенсорным интровертом Портосом
освобождались из заключения
благодаря сообразительности
Д'Артаньяна и силе Портоса.
Сенсорные сомневаются редко - они
знают, чего хотят. Интуитивные
сомневаются гораздо чаще, принимая
какое-либо решение. Вспомним
фатальный вопрос Гамлета - "Быть
или не быть?" Глаза сенсорного
замечают все происходящее. А глаза
интуитивного смотрят сквозь
объект, сосредотачиваясь на чем-то
невидимом, сокрытом от чужих
взоров. Когда же он идет - готов
каждому уступить дорогу, потому что
отвлечен от сиюминутных забот.
Сенсорный же идет смело, уверенно,
замечает препятствия, обходит или
подавляет их. Сенсорный стремится к
чистоте и порядку, все вещи у него -
на своих местах. Интуитивный может
и не замечать беспорядка, создавать
его сам. Это касается и работы с
литературой, - у интуитивного
зачастую все захламлено на рабочем
столе и т.д. 3. Фрейд в одной из работ
описывает свой рабочий стол,
заваленный рукописями и книгами,
отмечая, что то, что другим
представляется как беспорядок, для
него - исторически сложившийся
порядок. Иногда интуиты
оправдываются: это не хаос, это
некий только им понятный порядок.
Под этими заявлениями подпишется,
например, любой
интуитивно-логический экстраверт.
Интуитивных часто упрекают в
плохом умении работать руками,* в
непрактичности. Но предназначение
интуитивных - продуцирование новых
идей, поскольку сенсорик а у них не
творческая, а нормативная,
регламентированная.** Что касается
сенсорных, то их сфера -
практическая работа. А вот интуиция
у них нетворческая, инертная.*** Наше
общество, например, ориентированно
на получение сиюминутной
практической выгоды. От
фундаментальной науки, от ученых
часто требуют немедленной
практической отдачи - "здесь и
сейчас".**** Ясно, что это
недальновидно, что именно наука -
как "интуитивная компонента"
общества - обеспечивает ему
будущее. В целом отношения
интуитивных и сенсорных типов
можно проиллюстрировать старой
притчей о том, как мужики взялись
тащить под гору тяжелый воз, и у них
сразу же возник вопрос: а кто же
"кричать будет"? Необходим был
такой человек, который сам не
работает, но своим голосом задает
ритм и направление для тех, кто
тащит воз.
3. Анатолий Шиян
"Сферы применения Социальных
Технологий. Личность"
Напомним, что сенсорикой
названы компоненты информации,
которые описывают мембрану всего
иерархического уровня как целого,
тогда как под интуицией мы
подразумеваем информацию о
внутренней структуре данного
иерархического уровня как целого.
Сенсорные
типы в восприятии ориентируются на
ощущения - они умеют и любят
воспринимать природу, очень тонко
чувствуют свое "Я", свои
потребности, свои нужды. Поскольку
у них либо программная, либо
творческая функция есть состояние
или процесс мембраны, - границы
между "своим" и
"окружением", - то живут они как
бы "сегодняшним днем",
ориентируются они лишь в пределах
сравнительно малого по объему
кванта времени, и поэтому все
"завтрашнее" для них немножко
неожиданно. Вследствие этого и их
способность к предвидению довольно
незначительна. Сенсорный тип либо
слишком подвижен (если он
экстраверт), и своей излишней
активностью усложняет себе жизнь,
либо слишком пассивен (если он -
интроверт).
А вот интуитивным
типам ясности в своих ощущениях как
раз и не хватает: они постоянно
рассеянны, свое физическое "Я"
воспринимается ими неопределенно.
Для принятия решения "касательно
себя" им необходимо сравнительно
продолжительное время.
Поскольку
эстетика - это характеристика поверхности
(границы - мембраны!) объекта, то сенсорики
обладают хорошим эстетическим
вкусом. У интуитов же -
эстетический блок нормативен.
- Сенсорик
обладает как-бы "встроенным
ритмом жизни", он чувствует
ее течение и ее полноту. И этот
свой ритм он стремится
навязать живущим рядом с ним
интутивным типам.
- Интуитивный
тип не обладает столь ясным
жизненным ритмом, и поэтому с
удовольствием воспринимает
ритм сенсорного, - если,
конечно, этот ритм ему
подходит.
Сенсорный тип,
хорошо ощущая свое "Я",
воспринимает влечение как
неотъемлемую возможность для своей
самореализации, - поэтому
инициатива сближения (или же -
расставания) принадлежит ему и
управляется им.
Интуитивный
же, постоянно неуверенный в своих
чувствах, проявляет себя скорее в
плане "демонстрации" объекта
(то есть - его самого!), который будут
выбирать. Вместе с тем чувство
интуитивных более постоянно, более
надежно, нежели чувство сенсорных.
Однако в проявлении своей
активности интуитивные стремятся
находиться в пределах
"норматива", не проявляя здесь
творчества.
Интересно, что
ревность - это качество сенсорного,
который меряет всех по себе и
предполагает у всех свойственное
ему самому непостоянство.
- Интуитивный
же знает, что от случайных
поступков ничего не изменится,
и поэтому меньше внимания
обращает на небольшие
отклонения в поведении
коммуниканта. Естественно,
причиной этого является то, что
интуитивные живут внутри
"кванта времени" много
больших размеров, чем у
сенсорных.
- Сенсорный
же ревнует, потому что все
"меряет по себе".
Сенсорный
умеет заботиться не только о
других, но, - в отличие от
интуитивного, - также и о себе:
свои материальные интересы он
умеет отстаивать хорошо.
Интуитивный же ожидает, пока о нем
позаботятся другие.
У интуитивных
сенсорика нормативна, то есть
они строго придерживаются
установленных эстетических
нормативов и проявлений чувств. Об
эстетике и чувствах знают много - но
постоянно не уверены в
правильности такого своего знания.
Поскольку собственное
самочувствие для них - довольно
"отвлеченное" понятие, диагноз
врача - это также "норматив", в
котором не сомневаются.
У сенсорных же
- нормативна интуиция, поэтому они
очень осторожны в вопросах
использования своего времени, в
возможностях использования
внутренних свойств окружающих их
объектов. Поэтому сенсорного, в
отличие от интуитивного - стратега,
можно назвать тактиком.
4. Аушра
Аугустинавичюте "Дуальная
природа человека"
Сенсорные типы ИМ
живут в полном смысле этого слова
ощущениями: умеют воспринимать
природу, искусство, наслаждаться
всем видимым, слышимым, ощущаемым.
Очень точно чувствуют свое
физическое "Я" и его
потребности, имеют выраженный ритм
жизни.
Сенсорный живет
как будто лишь этим днем. Все, что
будет завтра ему немного
неожиданно. Благодаря неразвитому
абстрактному мышлению он не имеет
чувства предвидения и надеется
лишь на свои силы и волю. Он или
слишком активен (экстраверт) и сам
себе этим усложняет жизнь, или
слишком пассивен (интроверт),
боится ошибок, неуверен, что-то, что
как будто надо делать - необходимо
делать. Боится перестараться - это
сделало бы его смешным в
собственных глазах, а также в
глазах прочих интровертов.
Ощущениям
интуитивных типов ИМ не хватает
яркости, они постоянно рассеянны.
Даже свое физическое "Я"
воспринимается неопределенно.
Часто уверенности в своей
материальности хватает лишь до тех
пор, пока смотрят в зеркало.
Сенсорный живет
другой жизнью: иначе ест, иначе
дышит, иначе чувствует природу,
красоту, то есть по-другому
воспринимает ту полноту жизни,
которая интуитивному становится
доступна только рядом с любящим и
уважающим его сенсорным. В то же
самое время сенсорный благодаря
дружбе с интуитивным более
спокойно может созерцать
происходящее, доверять будущему,
избегать неожиданностей.
Интуитивный с удовольствием
приспосабливается к нужному ему
ритму сенсорного, если он подходит
по другим параметрам (интеллект,
культура, интересы), вместе с тем,
давая перспективу будущего или
обогащая чувством релятивности,
каждой деятельности и нескончаемым
рядом новых возможностей.
Сенсорный в
полном смысле этого слова -
внимательны ко всем своим
физическим потребностям, оценивают
их как неотъемлемую часть своего
физического "Я". Поэтому и
влечение - неотъемлемое право на
самореализацию и средство влияния
на других людей. Для интуитивных
влечение, как и все конкретное
окружение и свое "Я", не
полностью ощущаемое и не очень
надежное явление. Они постоянно
неуверены и сомневаются -
реальность это или только продукт
фантазии, выдумка. Поэтому не берут
инициативу в свои руки, ждут ее от
других. Сенсорный ищет объекта
влечения и старается добиться
своей физической реализации.
Интуитивный чувствует потребность
стать тем объектом, так как это дает
возможность стать полностью собой -
приобретается право на свои
потребности и желания. Влечение
партнера - доказательство его
материальности, т.е. момент
психического дополнения, средство
овеществления, материализации
своего "Я". Влечение для них
нужно, необходимо, желательно и
вместе с тем опасно. Они неизбежно
втягиваются в жизненный ритм
партнера, как в водоворот, из
которого сами выбраться не могут.
Отсюда страх попасть в подчинение и
осторожность.
Следовательно,
только сенсорики, а не интуитивные
стараются привлечь объект
внимания. В их руках инициатива
отказа от выцветших чувств,если
окаэывается, что второй
удовлетворяет не все психические
потребности, не является настоящим
дополнением личности. В другом
сенсорику нужны постоянство и
своеобразная зависимость,
послушность. Таким может быть
только интуитивный, который
поддерживает инициативу
сенсорного, но в свои руки ее взять
не может. Интуитивный быстро
понимает, что является желаемым, но
и после этого активности не
показывает. Собственная
сексуальная активность для него
табу. Не из-за застенчивости и
хорошего воспитания, хотя это
создает дополнительные
затруднения, а из-за специфики его
сексуальной активности. Если он
показывает активность, превышающую
активность партнера, то чувствует
себя очень плохо, бывшая
положительная установка к партнеру
превращается в отрицательную.
Любое сближение для интуитивного
сложно, поэтому он более
сдержанней, несмотря на все свое
свободомыслие, которым часто
отличается, как правило, не склонен
пользоваться сексуальными
свободами.
Интересна функция
ревности во взаимоотношениях
интуитивных и сенсорных.
Интуитивный знает - ничто не
изменится от случайных поступков
партнера. Ревнует сенсорный,
который судит по своему
собственному опыту. На
интуитивного небольшая доза
ревности влияет положительно,
придают ему ценности в собственных
глазах. Напоминает, что он нужен,
желаем и незаменим. Это самое
убедительное доказательство его
ценности.
Каждый
интуитивный успешнее заботится о
других, чем о себе. Сенсорный
понимает свои материальные
интересы и умеет их отстаивать.
Интуитивный ожидает, что останется
от других или пока о нем
позаботятся другие.
Сенсорика
интуитивного нормативная, он
строго придерживается
установленных эстетических
нормативов, например, моды, не готов
ни к каким откровениям. Однако, если
никакой сенсорик его не дополняет,
от этих усилий устает, теряется и
может дойти до полной запущенности
и беспорядка в быту. Про эстетику
обычно знает много, но в своем вкусе
не уверен. Не уверен в эстетике
своего тела, одежды, движений.
Поэтому часто становится
неуклюжим. Если нет режиссуры со
стороны дополняющего. При наличии
режиссера достигает совершенства и
обгоняет довольных собой
сенсориков.
Эти же нормативы
относятся к самочувствию человека.
Сенсорик доверяет своим ощущениям
и не сомневается, когда он здоров,
когда он болен, он же
"чувствует". Это врач должен
подчиняться его конкретным,
реальным ощущениям, а не он
необоснованным диагнозам врача.
Если один врач "ничего не
нашел", он добивается своего и
идет к другому врачу. Интуитивному
собственные ощущения кажутся менее
объективными, чем диагноз врача.
Диагноз - это "норматив", и он
ведет себя собственно диагнозу, а
не самочувствию.
У сенсорика
нормативная интуиция, поэтому он
очень осторожен в отношении
использования своего времени, а
также потенциальной энергии,
потенциальных возможностей
субъектов, объектов и явлений.
Никакого творчества здесь не
получается. Поэтому сенсорик -
тактик, а интуитивный - стратег.
Отличаются они и
внешне: глазами, походкой. Глаза
интуитивного - это глаза человека,
который смотрит и не видит. Глаза
сенсорного, наоборот, очень хорошо
видят и все замечают. Походка
интуитивного менее уверена, он как
бы парит в воздухе и готов каждому
уступить дорогу. Походка
сенсорного отличается
отчетливостью и неуступчивостью.
Интересно еще
такое. Самыми узкими кажутся лица
людей с интравертной интуицией.
Самые широкие у людей с
интровертной сенсорикой. Возьмем, к
примеру, интуитивных экстравертов
и сенсорных экстравертов. И те, и
другие циклотимы, значит никаких
врожденных различий, если берем
средних представителей типов, не
должно быть. Однако, лица
интуитивных экстравертов, как
правило, кажутся продолговатыми.
Это в основном из-за морщин вокруг
рта и на лбу. А вот лица сенсорных
экстравертов кажутся круглыми.Это
в основном за счет развитых этих
волевых людей скул. Сжатые скулы
особенно бросаются в глаза у
сенсорно-этического экстраверта.
По глазам можно
судить не только о том, сенсорик
человек или интуитивный, но и о том,
экставертны его сенсорика и
интуиция или интровертны. Это
определяется открытостью глаз.
Самые широкие глаза у людей с
экстравертной интуицией , самые
узкие, наиболее прищуренные, у
людей с интровертной интуицией .
Это наиболее заметно, когда человек
в задумчивом состоянии. Сенсорики
распределяются посередине, причем
у людей с экстравертной сенсорикой
глаза шире и менее острые? чем у
людей с интровертной сенсорикой.
Это потому? что первые стараются
охватить все наблюдаемое
пространство? а вторые лишь
отдельные объекты. По раскрытости
или прищуренности глаз при всех
прочих равных условиях, т.е. при
похожем сложении лица, из всех
типов ИМ можно образовать такой ряд
(от самых широких до самых
прищуренных):
- Интуитивно-логические
и интуитивно-этические
интроверты;
- Логико-интуитивные
и этико-интуитивные
экстраверты;
- Сенсорно-логические
и сенсорно-этические
интроверты;
- Логико-сенсорные
и этико-сенсорные экстраверты;
- Логико-сенсорные
и этико-сенсорные интроверты;
- Сенсорно-логические
и сенсорно-этические
экстраверты;
- Логико-интуитивные
и этико-интуитивные
интроверты;
- Интуитивно-логические
и интуитивно-этические
экстраверты.
Мы говорили
раньше, что этические не умеют
оценивать количество своего труда.
Интуитивные же не могут оценить его
качества и потому тоже утопают в
нескончаемых делах. Они просто не
уверены, что сделано достаточно
хорошо и потому не могут закончить.
5. Р.К. Седых
"Информационный психоанализ"
Конкретики и
абстрактики
Ю. ощущающие -
интуитивные;
А. сенсорики - интуитики.
Теория и практика,
реализованное и потенциально
возможное - эти пары отражают
различия между конкретным и
абстрактным. Конкретика и
абстрактика - это две стороны
действительности (Так же
обозначаются психические функции,
обрабатывающие информацию об этих
сторонах.). Уже названия позволяют
предположить, что они из себя
представляют. Во всем, что нас
окружает, есть конкретное, видимое
и ощущаемое. Качество, форма и цена
вещей, внешность и сила людей,
конкретные действия, энергия,
которую они тратят, их самочувствие
и так далее. Напротив, абстрактика -
это то, что нельзя непосредственно
увидеть и оценить, это смысл и
перспектива происходящего,
характер человека и история
человечества... Это то, с чего нельзя
написать портрет, но можно
составить схему.
Поскольку эти две
противоположные стороны мира резко
различны, неодинаково и восприятие
их человеком. Конкретика видится,
ощущается, абстрактика понимается,
воображается.
Удивителен факт,
подмеченный впервые Карлом
Густавом Юнгом. Наше понимание и
ощущение не могут быть одинаково
развиты. Почему? Ответ прост -
потому что восприятие одного
мешает восприятию другого. В самом
деле, что требуется для того, чтобы
представить себе перспективы
человека, его характер? Конечно,
необходимо время, ведь характер,
как известно, на лице не написан, уж
во всяком случае, не узнаваем
полностью. Чтобы составить о нем
более' или менее верное
представление, иногда недостаточно
многих лет. Для понимания скрытого
от глаз нужна еще и теория. Чем она
лучше и чем больше опыт, тем быстрее
и точнее мы можем судить о скрытой
стороне вещей.
С другой стороны,
вещи имеют внешность и состояние.
Разглядывая внешность людей, мы
скорее составим себе представление
об их достатке и вкусе, об их
подтянутости, самочувствии в
данный момент, чем об их характере,
так как мы будем не понимать (для
этого нужны опыт и время), не
моделировать (нужна теория), а
оценивать.
Каждой из сторон
нашего восприятия соответствуют
определенные принципы и стиль
психической деятельности.
Конкретика предполагает
максимально развитое и осознанное
ощущение, это та функция, которая
побуждает человека окружать себя
наиболее красивыми предметами и
иметь деньги для их покупки, быть
максимально сильным и здоровым, она
позволяет определять качество пищи
и требует, чтобы качество было
высоким и т. п.
Абстрактика дает
возможность предполагать и
предвидеть, разбираться в своих
потенциальных возможностях и
совершенствовать их. Если
конкретика - "здесь и сейчас",
то абстрактика - "где-то" или
"когда-нибудь", в будущем или
прошлом.
Конкретику
интересует непосредственно данное,
ощутимое. Совершенствование этой
функции требует развития
наблюдательности, умения быстро
переключаться с одной точки
пространства на другую, чтобы полно
и точно увидеть и ощутить
действительность. Она требует
также здоровья, остроты зрения и
тонкости ощущений, которые
позволяют иметь эстетический вкус.
Конкретика должна, исходя из своей
сущности, видеть и ощущать. Ей
некогда понимать.
Человек, развивая
свою конкретику, совершенствует
практические навыки. Естественно,
человек, развивающий свой
практицизм, частенько не обращает
внимания на предчувствия или
подавляет их. Совсем другое дело
абстрактика. Она заставляет видеть
перспективу и планировать свою
жизнь. Это та функция психики,
которая дает возможность
предполагать, например, развитие
своих отношений с каким-то новым
знакомым, перспективу нового дела.
Это то, что побуждает человека
теоретизировать и заниматься
делами, не дающими сиюминутной
выгоды. Так же, как конкретика
побуждает красиво и практично
одеваться, так абстрактика - читать
наиболее глубокие и умные книги.
Как конкретика требует набирать и
использовать силу, так абстрактика
- получать и применять образование.
Конкретиком мы
будем называть человека с
практическим складом мышления,
который в конкретных качествах
вещей и явлений разбирается лучше,
чем в их потенциальных
возможностях. Его сознательное
поведение и (уж во всяком случае)
его главнейшие поступки
определяются конкретными и
практическими соображениями. По
крайней мере, он так их пытается
объяснить. [Пример классической
рационализации. Менее сознательная
функция человека не меньше
проявляется в его действиях, чем ей
противоположная. Но проявления
слабой функции самому человеку
мало понятны, и поэтому он склонен
объяснять большинство своих
поступков с точки зрения сильной
функции, даже тех, что а
действительности обусловливаются
слабой.] Иначе говоря, конкретик
стремится делать и делает то, что
выгодно. Он в своих наличных
качествах и возможностях
разбирается лучше, чем в
потенциальных. Надеется в основном
на свои здоровье, силу, умение
обращаться с деньгами и доверяет им
больше, чем своему умению видеть
перспективу и выбирать наиболее
беспроигрышный вариант с точки
зрения будущего.
Абстрактиком
называют человека с теоретическим,
концептуальным складом мышления,
который лучше разбирается в
потенциальных возможностях вещей и
явлений. Он увереннее обращается со
своим временем и управляет
ситуацией, выходя из сложных
положений благодаря
нетрадиционному мышлению и
развитому воображению. Свое умение
распоряжаться временем и ситуацией
оценивает выше, чем силу и
практицизм. Делает то, что
перспективно.
Это общая
установка приводит к
многочисленным различиям
конкретиков и абстрактиков. Они
проявляются практически во всем: в
походке, взгляде, внешности...
Ниже приведено
более подробное описание отличий
между конкретиками и
абстрактиками. Следует заметить,
что хотя описание это и верно для
подавляющего большинства, вполне
вероятны отличия в деталях.
Пропорции и степень развитости
функций могут сильно различаться.
Крайне редко, но встречаются
практичные абстрактики и
прозорливые конкретики. Про этих
людей специально замечу, что при
любой развитости слабой функции
сильная все равно будет развита
существенно лучше.
1. Конкретик
упрямо добивается удовлетворения
своих материальных и
физиологических потребностей. Он
не забудет вовремя поесть и не
съест некачественной пищи. Если ему
нужны деньги, то нужны именно на
что-то конкретное, а не
"вообще", и он будет стремиться
эти деньги добыть. Если ему нужна
вещь, то он будет выбирать лучшее из
возможного и, скорее всего, именно
лучшее и выберет. Если случится
ошибка, то конкретик без суеты и
особенных переживаний постарается
ее исправить и никогда не повторит.
В удовлетворении
своих материальных потребностей
абстрактик далеко не так настойчив.
Отчасти потому, что хуже понимает,
что ему нужно. Он имеет об этом
слишком общее представление (тогда
как конкретик опишет желаемую вещь
довольно подробно). Абстрактик
может быть голоден и не понимать
этого, не есть чересчур долго или
наоборот - переедать. При покупке
вещи может, не подумав, взять первую
попавшуюся. Притом часто не уверен,
выбрал лучшее или нет. Когда
принимает гостей, нередко не
уверен, досыта ли их накормил и было
ли вкусно.
2. Ощущения
конкретика яркие. Во всем, что он
делает, заметна выраженная
"чувственная связь" с
окружающим миром. Физическая
сторона любви нормальна, желаема и
естественна. В этой области могут
быть принципы, но относительно
редко - ханжество и комплексы.
Конкретику нужен партнер, который
либо развивает его сексуальный
опыт (везде есть авторитеты), либо
принимает его стереотипы и
подчиняется его желаниям.
Абстрактик хуже
запоминает лица, цвета, вещи.
Физическая любовь и очень желанна,
и немного загадочна. Даже большой
опыт не слишком добавляет
уверенности и спокойного отношения
к проблемам секса. Абстрактика
частенько тянет спросить у
партнера, все ли хорошо в
сексуальных отношениях. Правда, без
расспросов услышать одобрение
гораздо лучше. Что можно и чего
нельзя в сексе - предмет долгих
сомнений. Полученный
самостоятельно ответ не всегда
дает уверенность.
3. Всякий
конкретик не сомневается в своем
вкусе, не оставляет его в
пренебрежении, развивает его и
живет в соответствии с ним. Вещи,
одежда, кухня, партнер, обстановка -
все должно удовлетворять его. Вкус
конкретика не следует представлять
в виде набора мертвых догм. Для него
не существует качеств и ощущений
вообще. Он хорошо представляет не
только саму вещь, но и даваемые ею
ощущения, учитывает массу
сопутствующих обстоятельств. Он
знает, позволяют ему финансы
сделать ту или иную покупку или нет.
Если есть проблемы с деньгами, то
спокойно и без суеты их решает.
"Профессионально" справляется
с проблемами здоровья. Позволяет
себе творчество в области моды.
Лучшими и оригинальнейшими
модельерами становятся именно
конкретики.
Вкус абстрактика,
если он и есть, гораздо менее
динамичен, поэтому ему труднее
заниматься творчеством в этой
области. Тяжело учитывать все
обстоятельства, связанные с
приобретением новых вещей и
использованием новых коммерческих
приемов. В этом, как и в вопросах
собственного здоровья, он
частенько запаздывает с принятием
решений или наоборот, излишне
суетится. Возможно полное
презрение к вопросам собственного
здоровья и внешности, являющееся
следствием неумелости. Когда
человек такого типа начинает
готовить, то редко представляет
вкус готовящегося блюда. Когда
шьет, может не без удивления
разглядывать получившуюся вещь.
Большинство его конкретных
действий напоминает эксперимент с
трудно предсказуемым результатом
(тогда как у конкретика
материальный результат заранее
известен).
4. Представления
конкретика о своем характере, своих
способностях, талантах, своем
времяпрепровождении обыкновенно
несколько туманны. Редкий
конкретик знает точно, сколько ему
потребуется времени на новую
работу, плохо представляет, как
формируются характеры и т. п. Он
больше доверяет слову
"квалификация", чем слову
"способности", не любит долго
ждать.
Своему
воображению абстрактик
справедливо доверяет больше, чем
умению претворять свои изобретения
в жизнь. Хорошо чувствует время и
представляет себе перспективы
развития своих чувств или
поступков (не хуже, чем конкретик -
их сиюминутные последствия).
5. Конкретик имеет
развитое предметное воображение и
память. Он видит мир как
противоборство сил, вместилище
ярких предметов и разнообразнейших
ощущений. Его мышление и чувства
предметны, он превосходно
запоминает и воспроизводит
ощущения. Может мысленно
представить, как переодеть
человека. Вообще, многие конкретики
утверждают, что думают картинками.
Ни один конкретик не станет
утверждать, что безразличен к
деньгам, внешности, здоровью и
комфорту. Он может себя закалять,
приучая к лишениям, быть щедрым
хлебосолом, но остаться совершенно
на мели и при пустом холодильнике
органически не способен, ибо знает
меру расхода денег и своего труда.
Редко в работе пытается превзойти
требуемое качество.
Абстрактик
пытается мыслить в самых общих
категориях. Если его и волнуют
практические вопросы, то касаются
они только его близких, о
конкретных проблемах других людей
думает мало, хотя хорошо
представляет себе проблемы
окружающих в области образования,
культуры или организации
времяпрепровождения. Абстрактик
лучше характеризует, чем описывает.
Его мир - это мир возможностей, мир
абстракций и интуитивных
представлений. Вещь для него,
во-первых, - схема, и лишь во-вторых -
портрет.
6. Конкретика тоже
может интересовать новое, но на
практике он предпочитает применять
уже изученные средства. Вообще, при
знакомстве с чем-то новым первый
вопрос, который задает конкретик,
это "а какое это имеет
практическое применение и
насколько это уже проверено на
практике?"
Интерес
абстрактика к новому приводит к
тому, что он больше любит изучать
новое, чем им пользоваться.
Частенько устройство, конструкция
вещей и явлений проще и интереснее,
чем их конкретное применение и
стоимость. Абстрактик - это тот, кто
лучше изобретает, чем внедряет. Ему
почти всегда не хватает
практицизма.
7. Конкретик и в
работе, и в настроениях ровен и
стабилен, неплохо распределяет
силы.
Активность работы
и эмоций абстрактика нестабильна.
Вспышки чередуются с периодами
спада, потому что ему нужно время
для того, чтобы заметить и обдумать
возникающие возможности. Кроме
того, абстрактик редко умеет
распределять силы и частенько
переутомляется.
Может показаться,
что конкретики очень жадные,
страшные люди, практичные до
безобразия - сущие акулы.
Абстрактики - книжные черви,
совершенно не приспособленные к
жизни, несчастные ущербные люди,
унылые фантазеры. Вполне разумное
предположение. Именно так и
выглядят стопроцентные конкретики
и абстрактики. Так же неприятны,
размазаны в пространстве и времени,
непоследовательны люди
"половинчатого" типа (50% на 50%).
На практике, к счастью,
гипертрофированно выраженные типы
встречаются относительно редко.
6. О.Б. Слинько
"Ключ к сердцу - соционика"
Сразу оговоримся,
что интуиция в соционике
понимается не в общепринятом
смысле. Интуитив - человек, который
видит то, что скрыто от глаз. Он
осмысливает глубинные возможности
и способности человека, внутреннее
содержание предметов и явлений,
чувствует их развитие во времени,
обладает предчувствием и умеет
заглянуть в будущее Интуитив может
отвлечься от конкретной,
окружающей его в данный момент
обстановки и унестись в мечтах в
абстрактные теории и необычные
идеи, в прошлое или в будущее, в
любое место, где он был недавно или
рассчитывает когда-либо побывать.
Интуитив и на реальную обстановку
смотрит сквозь призму отвлечённых
идей, испытывая неудобства в
обыденных ситуациях из-за своей
рассеянности, но словно по наитию
выбирая единственно верный путь в
трудных ситуациях. Помните Шурика
("Операция "Ы"), который
переступал раскрытые люки, не глядя
под ноги? Сенсорик, наоборот,
целиком погружён в данную
конкретну
7. Ирина Долина
"Кто Вы? Сенсорик или Интуит?"
Сенсорика и
интуиция - это два
взаимодополняющих понятия.
Интуиция отождествляется идеей, а
сенсорика - с практикой. Первая
имеет отношениe к времени, вторая - к
пространству. В соционике выделяют
два вида интуиции: интуицию
возможностей (это умение
угадывать уже заложенные объекте
свойства) и интуицию времени
(это возможность к предвидению
будущих бытии). Также различают два
вида сенсорики - это сенсорика
ощущений, или способность
организовывать пространство
(умение создать комфорт, оценить
гармонию форм, удобство и
неудобство вещей) и сенсорика
волевая, и способность
завоевывать пространство (умение
ориентироваться в нем, проявлять
настойчивость, волю, овладение
новыми навыками, знаниями).
Сенсорик живет "здесь и
сейчас". У него более реалистичое
мироощущение. Он практичен и
наблюдателен, хорошо разбирается в
материальном мире. Выбирает
"синицу в руках".
Интуит живет в прошлом или будущем.
Он хорошо разбирается в
потенциальных возможностях людей,
запоминает даты, анализирует
прошлые ошибки, видит ход истории.
Мечтает о "журавле в небе".
Сенсорик наделен от природы хорошо
развитыми органами чувств. У него
функционируют как внешние, так и
внутренние рецепторы. Поэтому
сенсорик хорошо чувствует
состояние как чужого тела, так и
своего собственного.
Порог чувствительности интуита
гораздо выше, поэтому реагирует на
внешние и внутренние раздражители
с опозданием. Благодаря чему
способен длительно не замечать
физических неудобств,
адаптироваться к боли. Он как бы
отделен от своего тела. Собственные
ощущения кажутся менее
объективными, чем диагноз врача.
Отличаются эти типы даже по глазам.
Глаза сенсорика - это глаза очень
хорошо видящего человека,
подмечающего все детали. Походка
его отчетлива, самоуверенна. Глаза
интуита - "смотрят и не видят".
Походка неуверенная, он как бы
парит в воздухе и готов каждому
уступить дорогу.
У сенсорика развиты ручные навыки.
При наличии материальной отдачи, он
будет заниматься стандартной,
рутинной работой, получая от этого
удовольствие. У интуита руки менее
ловкие. "Приземленный",
нетворческий вид труда - не для
него. Руками он может мастерить
только неповторимые предметы,
являющиеся плодом его фантазии.
Для сенсорика физическая оболочка
является приоритетной. Ему очень
важно, как выглядит партнер (и
каково его материальное состояние).
Критерием хороших отношений
является создание комфортных
условий партнеру.
Интуит оценивает содержание выше,
чем форму. Для него важен
"потенциал роста" партнера.
Критерием хороших отношений
является раскрытие лучших сторон
личности партнера.
Для сенсорика нет полноценной
любви без телесного обладания
объектом. А для интуита - нет секса
без любви.
В интеллектуальном отношении
сенсорик владеет конкретным
мышлением. Он исходит из фактов и
движется от конкретного к общему.
Ученый - сенсорик накапливает много
практических данных и потом их
статистически обрабатывает. У него
плохо развито воображение. То, что
придумывает сенсорик - это простая
комбинация уже известного.
Интуит мыслит абстрактно. Факты ему
нужны лишь для подкрепления
гипотез (когда известному философу
Георгу Гегелю заметили, что его
теории расходятся с фактами, он
ответил: "Тем хуже для фактов").
Интуит смело выдвигает гипотезу, а
затем экспериментально
подтверждает или опровергает ее. Он
наделен творческой фантазией.
Сенсорик силен в прикладном
искусстве, танцах, пении (народном)
и, конечно, в спорте. Сфера
деятельности интуита - это наука
(математика) и искусство (музыка).
В обществе сенсорики ориентируются
на ближайшее прошлое, живя
сегодняшним днем. Они -
"спринтеры". Если цель
отдалена во времени, теряют
ориентиры.
Интуиты ориентированы будущим, они
формируют масштабные изменения,
коренные повороты истории. Это -
"стайеры".
Что же хорошо для брака -
встреча двух одинаковых типов или
сенсорика с интуитом ?
Сенсорик обычно проявляет
инициативу к физическому
сближению, а интуит заинтересован в
перспективном развитии отношений.
Поэтому близкое общение двух
сенсориков может быть недолговечно
(физическое пресыщение друг другом
и неопределенность отношений в
будущем). Даже в случае
благоприятного развития событий
они будут взаимоподавлять друг
друга, ощущать тупиковую
безысходность в любой
неопределенной ситуации. Два
интуита также не составят
"идеальную" пару (во - первых,
они могут долго не идти на
физическое сближение. Здесь
уместен пример из фильма
"Блондинка за углом", где
герои, которых играют А.Миронов и
Е.Соловей, "по-пионерски
дружили" 10 лет, пока в их
платоническую жизнь не ворвались
сенсорики - Блондинка со своим
братом Геной).
Интуиты будут, во - вторых,
предъявлять друг другу претензии
по плохой организации быта,
несвоевременности действий,
физической интимной
неудовлетворенности.
Поэтому для брака хорошо создание
союза: сенсорик - интуит. Рядом с
любящим сенсориком интуиту
становится возможным воспринимать
всю полноту жизни. Сенсорик ищет и
добивается объекта влечения. Для
интуита быть этим объектом
означает "материализоваться"
в этом мире. Для него собственная
сексуальная активность
нехарактерна. Интересно
рассмотреть чувство ревности в
такой паре. Интуит знает, что ничто
не изменится от случайных
проступков партнера. Ревнует
сенсорик (исходя из своего опыта).
Эта ревность напоминает интуиту,
что он нужен и желанен.
Таким образом:
Сенсорный тип
- живет "здесь и
сейчас";
- быстро ориентируется в
пространстве;
- практичен и деятелен;
- уверен в себе;
- реалист, многое любит делать
своими руками.
Интуитивный тип
- размышляет о том,
что было или, что предстоит;
- интересуется всем новым, даже если
это не обещает практического
результата;
- проявляет беспокойство о будущем
(копит деньги на старость);
- склонен к колебаниям и сомнениям;
- тяготеет скорее к теории, чем к
практике, к "ручной работе" не
склонен.
8. В.В. Гуленко
Физический
уровень
Сенсорные типы
наделены от природы хорошо
развитыми органами чувств. Они
получают полную информацию о
текущей ситуации, так как видят,
слышат и чувствуют все, что
происходит в данном месте и в
данное время. Причем так же хорошо,
как экстерорецепторы,
воспринимающие внешние
раздражители, у сенсориков
функционируют и интерорецепторы,
посылающие сигналы о состоянии
внутренних органов тела. Органы
чувств интуитивных типов работают
в ином режиме: их порог
чувствительности гораздо выше,
поэтому они реагируют на
раздражитель с определенным
запаздыванием. Благодаря этому
свойству интуитивы, в частности,
способны адаптироваться к боли,
долго не замечать физических
неудобств. Они как бы отделяются от
своего тела. Их органы чувств
реагируют не столько на то, что есть
на самом деле, сколько на то, что они
думают об этом. У сенсориков
развиты ручные навыки. Они легко
справляются с конкретной,
повседневной работой, требующей
сосредоточения на предмете труда.
Если сенсорик получает хорошую
материальную отдачу, он с
удовлетворением будет заниматься
рутинной работой, исключающей
нестандартные подходы. Из-за этого
качества сенсорики являются
практичными, хорошо
приспособленными к повседневной
жизни людьми, прочно стоящими
обеими ногами на земле. Интуитивные
типы очень отстают от сенсориков в
отношении ловкости рук. Рутинная,
приземленная работа выбивает их из
колеи, так как им с трудом дается
концентрация на реальном процессе
манипулирования предметами. В
обыденной жизни интуитивы
непрактичны, плохо приспособлены к
борьбе за выживание. Руками они
предпочитают делать лишь разовые
операции или же мастерить
неповторимые предметы, которые
являются плодом их фантазии.
Психологический
уровень
Психологические
привязанности сенсориков тесно
связаны с их телесными
потребностями, которые они
удовлетворяют в первую очередь.
Поэтому в неформальных отношениях
сенсорики являются прагматиками,
выбирающими комфорт и материальное
благосостояние. Телесность у них в
большинстве случаев преобладает
над духовными потребностями. У
интуитов все наоборот. Это
идеалисты, которые тянутся к
духовным потребностям больше, чем к
предметным. В неформальных
отношениях они предпочитают
возвышенность и новизну. Они не
являются такими собственниками,
как сенсорики. Любовь и дружба
интуитов имеет оттенок
романтичности,
"бессребреничества". Форма,
материальная оболочка для
сенсориков является приоритетом.
Поэтому для них очень важно, как
выглядит их партнер по общению,
здоров он или болен, молод или стар,
во что он одет, красив ли он внешне.
Критерий хороших отношений для
сенсорика - это забота о своем
партнере, создание для него
комфортных условий существования в
предметном мире. Интуиты
содержание ценят выше формы,
поэтому на внешний вид человека
обращают лишь сиюминутное
внимание. Для них важны его
внутренние способности, потенциал
роста. Критерий хорошего отношения
со стороны интуита - это не
конкретная заботливость, а
воспитание творческих задатков,
раскрытие лучших сторон личности
партнера. Поскольку самые близкие
отношения между людьми проявляются
именно на психологическом уровне,
то необходимо отметить, что обе
стороны любви - сексуальная и
платоническая (телесная и духовная)
как раз точно соответствуют
признакам сенсорности и
интуитивности в человеке. Для
сенсорика не существует
полноценной любви без физического
обладания партнером, а для интуита
неприемлем секс, который не
одухотворен высоким и благородным
чувством.
Социальный
уровень
В социуме
сенсорные типы ориентируются на
прошлое, на накопленный опыт. Плохо
предвидя будущее, сенсорики живут
сегодняшним днем или ближайшей,
гарантированной перспективой. Сами
они не станут серьезно заниматься
чем-либо принципиально новым, еще
не опробованным. В таких случаях
они предпочитают, чтобы загадочную
новинку первым применил сосед, а
они бы посмотрели, что из этого
вышло. Интуитивные типы
ориентированы на будущее социума.
Прошлое их может интересовать лишь
для переосмысления, выработки
нового взгляда. Предлагают и
первыми подхватывают все крупные
новшества в основном интуитивные
типы. Они не боятся пойти на риск
внедрения того, во что никто не
верит. Они формируют будущее
общества. Причем имеются в виду не
мелкие улучшения, а масштабные
изменения, обещающие коренной
переворот. Сенсориков можно
сравнить со спринтерами. Они
эффективны только на коротких
дистанциях. Если цель отдалена по
времени, они теряют ориентиры.
Долгосрочным прогнозам и планам
сенсориков не стоит верить, так как
они плохо улавливают смутные, едва
зарождающиеся тенденции. Сенсорик
побеждает здесь и сейчас. Если
ситуация неоднозначна, а до
противника нельзя дотянуться
рукой, сенсорик потерпит поражение,
как это произошло с Наполеоном,
вторгшимся в 1812 г. в Россию.
Интуитивные типы напоминают
стайеров - бегунов на длинные
дистанции. Они эффективны тогда,
когда недостает фактов, а задача
очень запутана, нестандартна.
Интуиты - хорошие прогнозисты, они
неплохо ориентируются "в
тумане", часто заглядывают за
горизонт. Из них получаются
первопроходцы социума, опережающие
свое время. Насколько уверенно
сенсорик чувствует себя в
пространстве, настолько хорошо
интуитив распоряжается ходом
времени. Интуит дает программу
социальных преобразований, а
сенсорик выполняет ее. Примеры из
истории России. Теоретик
Октябрьской революции - Л. Д.
Троцкий - тип интуитивный. Практик,
организовавший внедрение идей
коммунизма в России, - В. И. Ленин -
тип сенсорный. Теоретик
"перестройки" в СССР - А.
Яковлев - тип интуитивный.
Практический реализатор
"перестройки" - М. С. Горбачев -
тип сенсорный.
Интеллектуальный
уровень
В
интеллектуальном отношении
сенсорик - это человек конкретного
мышления. Он всегда исходит из
фактов - из того, что зафиксировано
однозначно. Обобщения, которые
делает сенсорик, носят в основном
индуктивный характер, т. е. получены
путем движения от конкретного к
общему. Исследовательский стиль
сенсорика заключается в накоплении
большого количества данных с
последующей статистической
обработкой. Интуитивный тип мыслит
абстрактно - отвлеченными
понятиями. Факты ему нужны лишь как
способ подкрепления своих гипотез.
Настоящие теоретики, способные
построить концепции неизвестных
ранее явлений, - это всегда
интуитивные типы. В познании
окружающей действительности
интуиты прекрасно пользуются
методом дедукции, т. е. движением
мысли от абстрактного к
конкретному. Интуитив смело
выдвигает гипотезу, а затем
экспериментально подтвержает или
опровергает ее. У сенсорных типов
плохо развито воображение. Их мозг
слишком привязан к конкретной
действительности, чтобы позволить
себе смелый прорыв в неведомое, не
имеющее опоры в опыте. То, что
придумывают сенсорики - это простая
комбинация уже известных
элементов. Их изобретения - это
частное улучшение уже существующих
устройств или теорий. Интуитивные
типы наделены развитым
воображением. Это люди с творческой
фантазией. Интуитивные изобретения
представляют собой синтез
известного с неведомым, яркую
вспышку мысли, постигающей
сущность явления. Причем степень
интуитивности зависит не от
личного опыта человека, а от
конкретности сферы приложения
усилий. В таких отвлеченных
областях, как математика или
музыка, интуитивный дар творчества
проявляется в очень раннем
возрасте. Рассуждая о признаках
сенсорности - интуитивности в
интеллекте человека, нельзя не
затронуть проблемы творчества.
Есть два принципиально отличных
друг от друга вида творчества.
Первая область - это искусство и
наука. Здесь господствуют
интуитивные, и сенсорикам до них не
дотянуться. Вторая область - это
народное творчество (песни и танцы)
и прикладное искусство (поделки
руками), а также спорт. Здесь
преобладают сенсорики, а
интуитивные "прорывы"
неуместны.
Сенсорика дает
конкретное отражение
действительности, и интуиция
отражает то, что стоит за
предметами и событиями. Сенсорики
вовлечены в конкретный осязаемый
мир, связаны с ним тысячами
ощутимых нитей. Они умело
манипулируют вещами (F) или тонко
дифференцируют ощущения от них (S).
От их внимания не ускользают
подробности формы предметов или
рельеф видимой картины события.
Интуитивы, наоборот, отстранены от
совокупности деталей, и погружены в
мир отвлеченных идей и видений. Они
уверенно обращаются с содержаниями
вещей и событий - информами (I) или
улавливают их тени - видимые
проекции содержаний на какую-либо
плоскость (Т).
Интуиция-сенсорика.
Сенсорик целиком
находится здесь и теперь. Он
прекрасно видит, слышит, чувствует,
что вокруг происходит, уверенно
ориентируется в окружающем, готов к
действию и отпору. Интуитивный
витает где-то в облаках взгляд его
обращен внутрь себя или сквозь
собеседника, он уступает дорогу
всем встречным даже не замечая
этого. На фото нередко имеет
неестественный вид (особенно
посадка головы), потому что плохо
ощущает собственное тело.