Изучение публикаций на тему о соционических параллелях КТ [15-18] показало, что такие соответствия введены без достаточных пояснений, в расчете на осведомленность либо доверие читателя. Очевидно, необходимые доказательства приводились авторами в устных выступлениях. В упомянутых же статьях логика введения этих соответствий не раскрыта, а есть лишь утверждение авторов о проделанной ими соответствующей работе [17]. Вместо доказательств же читателей просто отсылают к книгам о КТ.
В результате упомянутые публикации трудны для понимания, и отношение к ним многих читателей определяется скорее степенью их доверия к авторам статей, чем убедительными доказательствами. Поэтому, учитывая непреходящую ценность эзотерических знаний для познания мироздания в целом и человека в частности, а также интересы тех читателей, кто не имеет возможности самостоятельно ознакомиться с соответствующей литературой, целесообразно хотя бы вкратце ознакомиться с главными предпосылками для введения соционических соответствий КТ. Но сначала, для удобства дальнейшего изложения, установим взаимные соответствия ИК и КТ.
В Младших Арканах КТ и в ИК по четыре масти. В КТ это Y (Скипетры, Жезлы, Посохи, Палки), Z (Кубки, Чаши), W (Пентакли, Волшебные Фигуры, Денарии, Звезды) и X (Мечи) [15-18, 28, 30, 31]. Y олицетворяют собой этику, законы, справедливость, идеологию и ритуалы; Z — ощущения, эмоции, переживания; W — материально-продуктивно-хозяйственную деятельность; X — силовые структуры. Этим мастям соответствуют, в том же порядке, рациональная и иррациональная этика и рациональная и иррациональная логика [15, 17].
Масти ИК: червы ©, бубны Ё, трефы § и пики Є. Традиционные соответствия мастей КТ и ИК таковы: Y = §, Z = ©, W = Ё и X = Є [30, 31]. К сожалению, в доступной нам литературе отсутствуют точные указания, кто, когда и почему ввел именно такие соответствия. Предположительно, это был Эттейла (настоящее имя — Алиэтт), "подмастерье парикмахера, живший во времена первой Революции. Случайно ему попалась в руки колода карт, составленная согласно Таро, и он, пораженный их странностью, принялся за изучение этих карт. Тридцать лет он занимался этим изучением и, наконец, пришел к заключению, что открыл тайну этой египетской книги. К несчастью, Эттейла не обладал какими бы то ни было синтетическими данными, что было причиною того, что им писались жалкие, смешные бредни рядом с результатами созерцания поистине изумительными" [30, с.29].
Столь критичная характеристика автора вышеперечисленных соответствий явно призывает нас отнестись к ним по крайней мере с осторожностью и дает серьезные основания подвергнуть их всестороннему анализу. Рассмотрим их на основе накопленных соционикой знаний и попробуем ввести, в случае обоснованной необходимости, иные взаимные соответствия мастей КТ и ИК.
Начнем с наиболее очевидного соответствия мастей. Уже по смыслу их названий и символов можно пикам поставить в соответствие X, поскольку и те, и другие символизируют оружие. В этом с Эттейлой можно согласиться.
Трефы — название черной масти с изображением крестов в виде трилистников [13]. Они поставлены в соответствие Y, что объясняется, очевидно, пониманием креста как символа христианства. В этом случае § действительно олицетворяют собой этику, законы, справедливость, идеологию и ритуалы. Но ведь крест употребляется в мистических целях уже несколько тысяч лет [2], т.е. задолго до возникновения христианства, и поэтому вполне может символизировать всю совокупность магических символов. Это позволяет поставить в соответствие трефам W.
Z — символ половой любви, и полное их название — Кубки Любви [28]. Очевидно, именно поэтому Кубкам поставлены в соответствие червы — ведь © ("сердце") символизирует любовь. Но, во-первых, образцы верной ("вечной") любви полов (а именно такая любовь признается обществом идеальной) дают нам прежде всего рациональные этики, особенно интроверты [12]. А во-вторых, и это главное, половая любовь — лишь одна из многих ее граней. В любви же к Богу и к людям нет равных представителям рациональных этических ТИМов, и прежде всего этико-интуитивным интровертам (вспомним хотя бы Алешу Карамазова и самого Ф.М.Достоевского). Вот почему червам целесообразно поставить в соответствие Y .
Кубки же, по смыслу своего названия, — скорее атрибут веселья, праздника и развлечений, несущих с собой максимум приятных (и в том числе любовных) ощущений, эмоций и переживаний. Т.е. о любви здесь речь идет лишь во вторую очередь, да и то, главным образом, о любви полов, которая обычно зарождается и протекает именно на описанном фоне и, по сути, сама является праздником. Бубен же как музыкальный инструмент может символизировать веселье, праздник и развлечения столь же успешно, как и кубок, так что Кубкам КТ следует, на наш взгляд, поставить в соответствие Ё.
Следовательно, Ё не могут быть равнозначны W, тем более с учетом их очевидного смыслового несоответствия. Вероятно, именно по последней причине Волшебные Фигуры были переименованы Эттейлой в Денарии (так назывались серебряные монеты в Древнем Риме). Однако к волшебству деньги имеют гораздо более отдаленное отношение, нежели крест и прочие магические знаки. К тому же денарии имеют обычную для монет округлую форму, тогда как Ё — ромбовидную.
Итак, мы можем согласиться лишь с одним "традиционным" соответствием мастей: X = Є. Остальные же соответствия мастей КТ и ИК должны, по нашему мнению, выглядеть следующим образом: Y= ©, Z = Ё и W= §.
Исходя из этих соображений, определим кратко значения мастей КТ и ИК как "сражение" (Є), "волшебство" (§), "развлечение" (Ё) и "любовь" (©), вкладывая в определения не только прямой, но и переносный смысл. Во-первых, это отлично согласуется с традиционными значениями мастей: "Трефы представляют собой предприимчивость и славу, черви — любовь и счастье, пики — ненависть и неудачу, а бубны — деньги и интерес, или, короче, смелость, любовь, ненависть и удачу" [31, с.11-12]. Во-вторых, это полностью соответствует общим характеристикам аргументивных групп [6]: блюстители (©), конструкторы (§), дипломаты (Ё) и реструкторы (Є). И, наконец, в-третьих, значение Ё и Є "меняется под влиянием карт других мастей" [31, с.12], тогда как значения © и § постоянны. Это совпадает с пластичностью представителей иррациональных ТИМов (а им соответствуют Ё и Є) и предсказуемостью людей рациональных [4] (им соответствуют © и §).
Соответствия рангов Младших Арканов КТ и ИК более очевидны. Числовые карты от двойки до десятки попарно тождественны. На оставшиеся же пять рангов КТ (Короли К, Дамы Д, Рыцари Р, Пажи П и тузы Т) приходятся четыре ранга ИК: тузы Т, короли К, дамы Д и валеты В (в порядке старшинства). (Возможно, причиной такого сокращения количества рангов послужило желание посвященных отразить в ИК некоторые универсальные математические закономерности, однако это — предмет отдельного обсуждения.) Очевидно, Короли и Дамы КТ и ИК попарно тождественны. Пажи соответствуют валетам, ибо vaslet в старофранцузском языке означает "молодой дворянин, паж, оруженосец" [21]. Тогда Рыцари КТ должны соответствовать тузам ИК (возможные причины и следствия такой замены обсуждаются ниже), так что тузы ИК соответствуют сразу двум рангам КТ — Рыцарям и тузам.
Фигурными, или Придворными, картами в КТ являются (в порядке старшинства): К, Д, Р и П. Шут является картой Старших Арканов, а Т — числовыми картами, и потому к Придворным не причисляются [17]. С учетом мастей получается 16 фигур, что совпадает с количеством ТИМов в соционике и фигур в ИК (Т, К, Д и В). Следовательно, если при сопоставлении КТ и ИК ограничиться только фигурными картами, то не только масти и ранги, но и все фигуры оказываются изоморфными. И если фигуры КТ действительно изоморфны ТИМам [15-18], то ТИМам будут изоморфны и фигуры ИК (табл.1).
Таблица 1
Значения и соответствия Придворных карт Таро
Фигура |
Традиционное соответствие и значения [28, 30, 31] |
Новое
соответствие |
КY |
К§ Отец, предводитель, человек воли и предприятия, деревенский житель. Человек добрый, строгий, честный и верный. Способен на блестящие идеи, но не в состоянии осуществить их. Страстен и одухотворен. Веселый и остроумный собеседник, надежен и дружелюбен. Верит в значимость брака и может жениться в юности. |
К© (ЭСЭ) |
КZ |
К© Супруг матери, судейский, женоподобный человек. Добрый, справедливый и честный человек. Деловой человек, добросовестность, искусство, наука. Это Король Любви, эмоциональный и романтичный. Скорее всего, юрист или целитель. Весел и талантлив, чуток и отзывчив. Ему так нравится быть влюбленным, что трудно сохранять верность в любви. |
КЁ (СЭЭ) |
КW |
КЁ Отец Создатель, человек домашней жизни, торговый человек, военный. Чрезмерно доверяет какому-то лицу противоположного пола. Человек, добившийся успеха — возможно, в собственном бизнесе. Надежный семьянин, но при этом очень чувственный. |
К§ (ЛСЭ) |
КX |
КЄ Князь любви, человек битвы и действия, человек правосудия, чиновник судебного ведомства. Добрый человек, иногда забывающий об обязанностях перед собой и своими близкими. Очень волевой, занимает важное положение. Держит Меч Власти и потому умен и честолюбив. Обожает секс, но иногда в любви кажется самопоглощенным, словно он просто использует своего партнера. Единственный способ завоевать его уважение — быть таким же сильным, как и он. |
КЄ (СЛЭ) |
ДY |
Д§ Супруга Отца, предприимчивая женщина, деревенская жительница, хозяйка, женщина любви. Слишком озабочена тем, что думают о ней другие. Королева Страсти. Талантлива и полна новых идей. Ее привлекают незаурядные мужчины, привносящие в жизнь волнение и неопределенность, в связи с чем она склонна к постоянному недовольству своими мужчинами. |
Д©
(ЭСИ) |
ДZ |
Д© Сама себе госпожа. Судейская дама, дама любви, склонная к непостоянству. Честная женщина, добрая женщина, добродетель, благоразумие. Королева Любви. Ей нужны романтика, брак, дети и мужчина, который прожить не может без ее заботы и поддержки. Способна сделать так, чтобы он знал: его любят и ценят. Но наивна, легко "покупается" на лесть и внешнюю привлекательность. |
ДЁ
(СЭИ) |
ДW |
ДЁ Госпожа детей, женщина домашней жизни, коммерсантка, богатая женщина, вероломная женщина. Придя к власти, способна на суровое правление. Добрая и любящая натура с оттенком чувственности и практичности. Добивается успеха, объединив свой талант с талантом своего мужчины. Любой, кто попытается ее сдерживать, потеряет ее. Прекрасно ладит с партнером в бизнесе, не позволяя при этом деньгам и другим материальным ценностям вмешиваться в свои отношения с партнером. |
Д§
(ЛСИ) |
ДX |
ДЄ Княгиня любви. Женщина деятельная, вдова или женщина, действующая самостоятельно. Ее сердцем управляет голова. С мужчинами строга и бескомпромиссна, часто использует их для достижения своих честолюбивых целей. У нее нет времени для неудачников, ценит лишь сильных и энергичных мужчин. |
ДЄ
(СЛИ) |
РY |
Р§ Завоеватель государств, поход (посылается к предводителю), отъезд, бегство, эмиграция и т.п. Энергичный человек, любящий путешествовать. В отношениях непостоянен. |
Р© |
РZ |
Р© Завоеватель счастья, влюбленный кавалер, прибытие, сближение и т.п. Добрый и артистичный человек. |
РЁ |
РW |
РЁ Завоеватель дел, путешественник, полезный человек. Хладнокровный покупатель, открыто увлеченный накоплением миллионов и собственной карьерой. |
Р§
|
РX |
РЄ Военный, сражающийся, неприятель, спор, война, поединок, разрушение, разорение, гнев, отвага. Решительный человек. |
РЄ |
ПY |
П§ Раб Человека, посланец предводителя, добрый чужеземец. Человек странный, поразительный, несколько пассивный. |
П© |
ПZ |
П© Раб женщины, посыльный влюбленных, прилежный, эгоист, изучение, труд, размышление, наблюдение, обсуждение, созерцание. |
ПЁ |
ПW |
ПЁ Слуга детей или обществ, посланный от друзей, денежный курьер, предатель. |
П§ |
ПX |
ПЄ Раб любви, посланец врагов, шпион, изменник, любопытный, наблюдатель, любитель, управляющий, надзирающий, ученый, художник. Настолько застенчив, что не замечает своих верных поклонников. |
ПЄ |
Как видим, несмотря на краткость, некоторую расплывчатость и порой излишнюю категоричность формулировок, а также неизбежные противоречия в описаниях значений фигурных карт (обусловленные, главным образом, принадлежностью толкований разным авторам), соответствующие им ТИМы вполне узнаваемы. Следовательно, соционические соответствия КТ не только возможны, но и правомерны, так что с [15-18], очевидно, следует согласиться. А значит, существуют и соционические соответствия ИК.
Теперь на основании таблиц соответствий фигурных КТ ТИМам (табл.2, 3) [15-18] составим аналогичную таблицу для ИК, однако расставим их в ином порядке (табл.4), который объясним ниже.
Таблица 2
Квадрат Придворных Карт № 1
Масть |
Короли |
Дамы |
Рыцари |
Пажи |
Y |
К Y =
|
Д Y = |
Р Y = |
П Y = |
Z |
КZ = |
ДZ = |
РZ = |
ПZ = |
X |
КX = |
ДX = |
РX = |
ПX = |
W |
КW = |
ДW = |
РW = |
ПW = |
Таблица 3
Квадрат Придворных Карт № 2
Квадра |
Рыцари |
Дамы |
Короли |
Пажи |
Альфа |
РX = |
ДZ = |
КY =
|
ПW = |
Бета |
РY = |
ДW = |
КX = |
ПZ = |
Гамма |
РW = |
ДY = |
КZ = |
ПX = |
Дельта |
РZ = |
ДX = |
КW = |
ПY = |
Таблица 4
Соответствия фигурных карт ТИМам
Ранги |
© |
§ |
Ё |
Є |
Валет |
В© =
ПY = |
В§ = ПW
= |
ВЁ =
ПZ = |
ВЄ = ПX
= |
Туз |
Т© =
РY = |
Т§ = РW
= |
ТЁ =
РZ = |
ТЄ = РX
= |
Дама |
Д© =
Д Y = |
Д§ = ДW
= |
ДЁ =
ДZ = |
ДЄ = ДX
= |
Король |
К© =
КY = |
К§ = КW
= |
КЁ =
КZ = |
КЄ = КX
= |
Как видим, если принять за основу старшинство фигур в КТ, то К и Д ИК становятся старше Т. Кроме того, масти в табл.4 расположены в ином порядке: вместо привычного для ИК градиента © > Ё > § > Є и принятой в табл.2 последовательности Y — Z —— X — W получается ряд © — § — Ё — Є.
И речь идет именно о последовательности мастей, поскольку определение их старшинства, равно как старшинства фигур, а значит и ТИМов, — вопрос непростой и окончательно не решенный. Анализ посвященных этой проблеме работ показывает, что ее решение во многом зависит от выбранного базиса социона как одного из личностно-типологических фазовых подпространств социума. Если обобщенными координатами социона являются ТИМы, то возможны 840 таких базисов [14]. Классическим же является четырехдихотомийный канонический базис, предложенный К.Г.Юнгом и модифицированный А.Аугустинавичюте: психические дихотомии сенсорика-интуиция, логика-этика, экстраверсия-интроверсия и рациональность-иррациональность [23].
И хотя точка отсчета (т.е. исходный ТИМ) в этом базисе может
быть выбрана произвольно [5, 10, 20], тем не менее широко известны лишь две
модели социона: с исходным ("выделенным") ТИМом
(ИЛЭ) [1 и др.] либо
(ИЭИ) [23-27 и др.]. Менее известен Магический квадрат социона, однако и в нем
исходным служит
(ИЛЭ) [8]. На наш взгляд, аргументы в пользу объективности выбора исходными
именно этих ТИМов [10, 20, 23] не являются абсолютными. Так, для решения проблемы
старшинства ТИМов эти модели непригодны, что мы сейчас и покажем.
Установление соответствий Придворных КТ ТИМам [15-18] стало первой успешной попыткой создания модели социона на основе многовекового эзотерического знания. Однако и в этой модели основой (по умолчанию) выступает модель ФПС А.Аугустинавичюте: либо главную диагональ матрицы образуют ТИМы первой квадры социона (табл.2), либо строки матрицы последовательно образуют квадры той же модели (табл.3), причем ИЛЭ ставится на первое место, что искажает принятую в табл.2 последовательность рангов и мастей фигурных КТ.
Предложенная нами матрица социона (табл.4) имеет под собой столь же объективную основу — ИК, история создания которых также уходит в глубь веков. Но в этой модели социона полюсами главной диагонали выступают В© (ЭИИ) и КЄ (СЛЭ). На наш взгляд, именно эта пара фигур (ТИМов) выступает самым ярким воплощением слабости и силы соответственно, ибо сила фигуры измеряется ее рангом (В < Т < Д < К) и мастью (© < § < Ё < Є).
Действительно, вытекающее из табл.4 силовое соотношение рангов ИК в целом не является неожиданным: В — младший ранг, а Д младше К. Однако К и Д оказываются сильнее Т, и потому сенсорики всегда сильнее интуитов: так, даже интротимные сенсорики (Д) сильнее экстратимных интуитов (Т) той же аргументивной группы (масти) [6, 17].
Силовое соотношение мастей также выглядит непривычно, поскольку © и Є в нем поменялись своими обычными местами, и © оказались самыми слабыми, а Є — самыми сильными. Однако если учесть, что Є обозначают оружие и соответствуют X, символизирующим силовые структуры [15], то новое соотношение мастей уже не покажется странным. К этому вопросу мы еще вернемся ниже, а пока заметим, что, во-первых, силовые соотношения фигур не тождественны их старшинству, а во-вторых, в новом соотношении соседние масти образуют левую и правую пары, соответствующие рациональным и иррациональным ТИМам.
В результате базисные для данной модели социона психические дихотомии можно ранжировать по их вкладу в силу ТИМа следующим образом: сенсорика-интуиция > экстраверсия-интроверсия > иррациональность-рациональность > логика-этика. При этом первым в каждой паре назван более сильный признак, так что в парах ТИМов, различающихся всего по одной из четырех классических дихотомий, сенсорные, экстратимные, иррациональные и логические ТИМы сильнее своих интуитивных, интротимных, рациональных и этических оппонентов соответственно.
В самом деле, в силовом аспекте ранги в ИК (определяемые с учетом первых двух из четырех вышеперечисленных дихотомий) важнее мастей (определяемых по второй паре дихотомий). Силовые соотношения первой пары дихотомий показаны выше. Что же касается сравнительного вклада третьей и четвертой дихотомий в силу ТИМа, то на примере К можно легко показать преимущество соответствующих им иррациональных ТИМов (КЄ = СЛЭ и КЁ = СЭЭ) над рациональными (К§ = ЛСЭ и К© = ЭСЭ) независимо от того, логики они или этики: ведь хотя волевая сенсорика у всех четверых четырехмерна [3], однако у первой пары она занимает первое (т.е. главное) место в модели А, а у второй пары — восьмое [1]. Поэтому первая пара оказывается, на наш взгляд, сильнее второй. (Кроме того, мы располагаем математической формулировкой различия рациональных и иррациональных ТИМов, откуда также вытекает силовое превосходство последних. Однако изложение доказательства выходит за рамки настоящей публикации).
Теперь, определив силовые соотношения рангов и мастей ИК,
обсудим старшинство фигур ИК и соответствующих им ТИМов. При этом будем исходить
из посылок о гармоничности социона [11] и о его симметричности-асимметричности
[1, 5, 9, 10, 18, 20, 24-27 и др.]. Это означает, что социон являет собой диалектическое
тождество противоположностей и может быть представлен квадратной матрицей четвертого
порядка с двумя равноправными (а значит и симметричными) точками отсчета, соответствующими
двум его главным силовым полюсам:
(ЭИИ) = В© и
(СЛЭ) = КЄ. Асимметричность же социона проявляется
в данном случае в его неоднородности (ФПС реализуется 16-ю различными ТИМами)
и анизотропности (направления отсчета старшинства ТИМов неэквивалентны). (Прочие
многочисленные симметрии и асимметрии социона непосредственного отношения к
сути обсуждения сейчас не имеют и потому не упоминаются.)
Публикаций по проблеме анизотропности социона в указанном аспекте мы не встречали, что лишает нас возможности сопоставить различные точки зрения. Отметим все же, что отсутствие подобных публикаций свидетельствует, скорее всего, о неявном постулировании изотропности социона в смысле старшинства ТИМов.
Изучение старшинства ИК, КТ и их соционических соответствий позволяет заключить, что при отсчете от КЄ (СЛЭ) старшими являются более сильные ранги и масти ИК, причем ранги важнее мастей, а при отсчете от В© (ЭИИ) — все наоборот (объяснение см.ниже) (табл.5).
Таблица 5
Сравнительное старшинство мастей и рангов игральных карт при полярных точках отсчета
Точка отсчета |
Масти |
Ранги |
Приоритет |
В© = ПY
= |
© > § > Ё > Є |
В > Т > Д > К |
Масти |
КЄ = КX
= |
© < § < Ё < Є |
В < Т < Д < К |
Ранги |
Фигуры ИК и соответствующие им ТИМы пронумеруем по старшинству (табл.6, 7). Полученная матрица социона является квадратной, ее порядок равен четырем. Несложные подсчеты показывают, что ее определитель в любом случае равен нулю, так что это вырожденная (особенная) матрица. Назовем ее гармонической (ГМС), так как она идеально соответствует принципу гармоничности социона [11]: позиции всех конфликтных ТИМов симметричны относительно ее центра. В Квадрате же Придворных Карт № 1 (табл.2) эти позиции заняты дуалами, что позволяет определить его как дуальную матрицу социона. Тем не менее в обеих матрицах фигуры одинакового ранга соответствуют стимульным группам, а фигуры одинаковой масти — аргументивным [6].
Таблица 6
Старшинство фигурных игральных карт и ТИМов при отсчете от КЄ (СЛЭ)
Ранги |
© |
§ |
Ё |
Є |
Валет |
В© =
|
В§ = |
ВЁ =
|
ВЄ = |
Туз |
Т© =
|
Т§ = |
ТЁ =
|
ТЄ = |
Дама |
Д© =
|
Д§ = |
ДЁ =
|
ДЄ = |
Король |
К© =
|
К§ = |
КЁ =
|
КЄ = |
Таблица 7
Старшинство фигурных игральных карт и ТИМов при отсчете от В© (ЭИИ)
Ранги |
© |
§ |
Ё |
Є |
Валет |
В©
= |
В§ = |
ВЁ =
|
ВЄ = |
Туз |
Т©
= |
Т§ = |
ТЁ
= |
ТЄ = |
Дама |
Д©
= |
Д§ = |
ДЁ
= |
ДЄ = |
Король |
К©
= |
К§ = |
КЁ
= |
КЄ = |
Квадрат Придворных Карт № 2 (табл.3) можно определить либо как квадральную матрицу социона (ее строки образованы квадрами), либо как матрицу социального контроля (на симметричных позициях находятся ревизующие и соответствующие им подревизные ТИМы).
Побочная диагональ ГМС (ВЄ — ТЁ — Д§ — К©) оказывается осью симметрии для номеров ТИМов: чтобы получить номера ячеек при смене точки отсчета на противоположную, достаточно повернуть подтаблицу номеров вокруг этой оси на 180 градусов, не поворачивая при этом подтаблицу ТИМов, и вновь наложить их друг на друга. При этом номера элементов побочной диагонали останутся прежними. (Заметим, что в случае изотропности ФПС симметрия номеров ТИМов носила бы центральный характер независимо от направления их отсчета.)
ТИМы, расположенные симметрично относительно вертикальной оси ГМС, дают социальный заказ в направлении справа налево, а симметричные относительно горизонтальной оси состоят в миражных (рациональные) либо полудополнительных (иррациональные) отношениях. Вертикальная и горизонтальная оси симметрии разбивают ГМС на четверки, соответствующие перцептивным группам [6]. В четверках, расположенных симметрично относительно центра ГМС, одинаковые места занимают ТИМы, дающие социальный заказ слева направо.
В табл.6, 7 дуалы расположены симметрично относительно центра левой (рациональные ТИМы) или правой (иррациональные ТИМы) половины ГМС. Сумма номеров дуалов всегда равна 19 для рациональных и 15 для иррациональных ТИМов, а в табл.7 — соответственно 9 и 25. Сумма же этих сумм для каждой из таблиц равна 34 — сумме Магического квадрата социона [8].
Таким образом, в ГМС сосуществуют две системы и два полюса старшинства ТИМов: рациональные (с приоритетом слабости) и иррациональные (с приоритетом силы). В рациональной системе старшинства главенствует женское начало (инь) как воплощение слабости — ©; мужское же начало (янь) — § — занимает здесь подчиненное положение. Поэтому матриархат и культ женщины (и в первую очередь культ матери) свойственны рациональному обществу (обществу "западного" типа). В иррациональной системе старшинства главенствует янь как воплощение силы — Є, и ему подчиняется инь — Ё. Следовательно, патриархат свойствен иррациональному обществу (обществу "восточного" типа).
Итак, В с Д (они соответствуют интровертным ТИМам) и красные масти — © и Ё (соответствуют этическим ТИМам) — воплощают в ИК инь, и самой женственной фигурой оказывается самая слабая из них — В©. Янь же олицетворяют К с Т (соответствуют экстравертным ТИМам) и черные масти — Є и § (соответствуют логическим ТИМам), а самой мужественной фигурой является самая сильная — КЄ. Всего получается по четыре женских и мужских фигуры, а оставшиеся восемь сочетают в себе женские и мужские черты в равной мере (1:1).
Кроме того, мы, как и в [17], полагаем, что в ИК существуют соответствия рангов и мастей Четырем Стихиям, так как в Стихиях проявляются мужское и женское начала: Огонь (О) — большой янь, Земля (З) — большой инь, Воздух (Вз) — малый янь и Вода (Вд) — малый инь [19 и др.]. Однако в [17] этим Стихиям ставятся в соответствие только масти: Y, W, X и Z (в том же порядке), — причем без какого-либо обоснования, а о соответствиях рангов Стихиям вообще не упоминается. В результате "большим" Стихиям соответствуют более слабые масти ИК (слабые, поскольку они соотносятся с рациональными ТИМами), а "малым" — более сильные (соотносятся с иррациональными ТИМами), что выглядит противоестественно. Мы же считаем, что "большим" Стихиям должны соответствовать более сильные ранги и масти ИК, а "малым" — более слабые. Тогда К и Є ИК будут соответствовать Огню, Д и Ё — Земле, Т и § — Воздуху, а В и © — Воде.
Следовательно, лишь четыре фигуры ИК полностью соответствуют одной из Стихий: КЄ (Огонь), ДЁ (Земля), Т§ (Воздух) и В© (Вода). Эти цельные фигуры образуют в ГМС главную диагональ (табл.8). Остальные же фигуры сочетают в себе по две Стихии, причем наиболее противоречивыми оказываются фигуры, соответствующие несовместимым стихиям: ВЄ, ТЁ, Д§ и К© (впрочем, это означает также, что данные ТИМы в равной мере подходят как мужчинам, так и женщинам, а потому эти фигуры можно рассматривать как нейтральные в половом отношении). Эта четверка образует побочную диагональ ГМС.
ТИМы (фигуры ИК), состоящие в конфликтных интертипных отношениях, соответствуют несовместимым Стихиям, что особенно наглядно для элементов главной диагонали ГМС.
Таблица 8
Соответствия фигурных карт и ТИМов Четырем Стихиям
Ранги |
© |
§ |
Ё |
Є |
Валет |
В© = |
В§ = |
ВЁ = |
ВЄ = |
Туз |
Т© = |
Т§ = |
ТЁ = |
ТЄ = |
Дама |
Д© = |
Д§ = |
ДЁ = |
ДЄ = |
Король |
К© =
|
К§ = |
КЁ = |
КЄ = |
Здесь
a — Воздух (от греческого abr),
g — Земля (gb),
h — Вода (hydor) и
p — Огонь (pyr).
Теперь сравним полученные результаты с [17], где мужскому началу ставятся в соответствие ранги К и Р и масти X и Y, а женскому — ранги Д и П и масти Z и W. Фратрии же образуются путем объединения мастей — либо по общему признаку рациональность-иррациональность, либо по соответствию янь-инь. В ИК соответствия рангов аналогичны: К и Т олицетворяют янь, а Д и В — инь. Соответствия же мастей отличны: инь соответствуют красные масти (© и Ё), а янь — черные (§ и Є). Поэтому первый способ образования фратрий здесь совпадает, а второй — отличается.
Вероятно, в [17] Y и X поставлены в соответствие янь из соображений старшинства мастей: ведь в рациональной системе старшинства действительно главенствуют ©, а в иррациональной — Є. Однако, если это так, то нам трудно согласиться с заданием столь жесткой связи главенства исключительно с мужским полом. Иначе как тогда объяснить такие факты, как длительное существование матриархата в прошлом, почитание женщины в цивилизации "западного" типа в настоящем, доминирование самок над самцами у многих представителей животного мира, и др.
Кроме того, по статистике, этические ТИМы среди женщин встречаются существенно чаще, чем среди мужчин (в США — вдвое), так что этика в общественном сознании ассоциируется главным образом с представительницами женского пола [29]. Поэтому причисление рациональных этиков (Y) к носителям мужского начала вызывает обоснованные сомнения. Аналогичные рассуждения справедливы и в отношении логических ТИМов: по той же статистике, логики среди мужчин встречаются столь же существенно чаще, чем среди женщин (в США — вдвое), и логика ассоциируется прежде всего с представителями мужского пола [29]. Значит, причисление рациональных логиков (W) к носителям женского начала также выглядит сомнительно.
Рациональный полюс старшинства (В©
= ЭИИ) воплощает в себе, по нашему мнению, христианское Божественное начало,
а иррациональный (КЄ = СЛЭ) — Дьявола. Поэтому ГМС
служит, помимо всего прочего, наглядной иллюстрацией библейской максимы: "Ибо
кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится" [7].
Если под возвысившимся понимать самый сильный ТИМ —
(СЛЭ), то для Бога (Иисуса Христа) он оказывается последним по счету, т.е. самым
униженным. Собственно, само появление Иисуса Христа и христианского мировоззрения
ознаменовало собой начало перехода человеческой цивилизации от устоявшейся иррациональной
системы общественных ценностей к новой, качественно иной — рациональной.
Любопытно, что представителям мужского пола выпала честь наиболее ярко воплотить в себе также и женское начало — и в жизни (Иисус Христос), и в литературе (Алеша Карамазов и князь Мышкин Ф.М.Достоевского), и в ИК (В©).
Предложенная система старшинства ТИМов дает возможность количественно определить расстояние ТИМа до любого из полюсов ГМС, т.е. вычислить близость любого ТИМа к Христу и Антихристу. Так, каждый из ТИМов, образующих побочную диагональ ГМС, находится на равном расстоянии от обоих полюсов ГМС.
Кроме того, ГМС служит более удобной моделью для вычисления коэффициентов относительной интенсивности интертипных отношений (Ки) и относительной гармоничности ТИМа (Кгт) [23-27], поскольку в сравнении с периодической системой социона (ПСС) [23-27 и др.] ГМС имеет более простую форму и потому легче формализуется. В частности, при задании канонического базиса ГМС расстояние между любыми двумя соседними по горизонтали или вертикали ТИМами равно одной условной единице, а между любыми двумя ближайшими по диагонали ТИМами — Ц2 (согласно теореме Пифагора).
Однако вернемся к ИК. Старшинство мастей в них, очевидно, установлено их создателями с учетом двухполюсности (© и Є) и чередования систем старшинства (© — Ё — § — Є), причем приоритет отдан рациональной системе (© > Ё > § > Є). Это позволяет не разрывать пары красных ("женских") и черных ("мужских") мастей.
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||
вид слева | вид спереди | вид сверху | |||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||
вид справа | вид сзади | вид снизу |
Рис.1. Бикубическая модель социона с одной общей точкой
Для того же, чтобы понять способ задания старшинства рангов ИК, следует перейти от двухмерной (плоской) модели ФПС к трехмерной (объемной) в виде двух кубов, касающихся друг друга одной из своих вершин и так ориентированных в метрическом пространстве, что их касающиеся в этой точке диагонали лежат на одной прямой. Каждый из кубов разобьем тремя взаимно перпендикулярными плоскостями на восемь равных кубических ячеек и разместим в каждой из них по одному рациональному (в верхний ближний левый куб) и иррациональному (в нижний дальний правый куб) ТИМу так, чтобы в ближний к наблюдателю фронтальный срез верхнего куба попали все рациональные этики (©), в дальний его срез — все рациональные логики (§), а в такие же срезы нижнего куба — иррациональные этики (Ё) и иррациональные логики (Є) соответственно (рис.1). Как видим, в бикубической модели социона [БМС] фигуры ИК любой из мастей образуют квадрат (при виде спереди):
В Т
Д К
Отсюда становится понятно, почему тузы в ИК — старший ранг: отсчет старшинства фигур ведется здесь от валетов против хода часовой стрелки. Такое направление отсчета, во-первых, удобнее ломаного (В — Т — Д — К), во-вторых, позволяет расположить собственно фигурные карты — В, Д и К — подряд, в-третьих, не разрывает пары "женских" (В и Д) и "мужских" (К и Т) рангов (такие же пары, напомним, образованы и мастями), в-четвертых, сохраняет целостной единую цепочку числовых карт: Т (единица), 2, ..., 10, — и, главное, в-пятых, позволяет замкнуть систему рангов ИК в кольцо, где каждая последующая карта старше предыдущей: Т, 2, ..., 10, В, Д, К, Т. В результате туз оказывается самым младшим и самым старшим рангом одновременно, что позволяет отвести ему ключевую роль в системе рангов ИК, т.е. говорить о его "выделенности".
Таким образом, если в мастях ИК приоритет отдан рациональной системе старшинства и женскому началу (© > Ё > § > Є), то в рангах — иррациональной системе старшинства и мужскому началу (Т > К > Д > В). Отсюда, в частности, и следует, что в рациональной системе старшинства ИК масти важнее рангов, а в иррациональной — наоборот.
Как и ГМС, БМС позволяет определить близость любого ТИМа к
одному из силовых полюсов социона. Однако если в ГМС к каждому полюсу примыкает
только по два ТИМа, отличных от соответствующего полярного по одной из четырех
классических дихотомий (по второй или по четвертой), то в БМС таких ТИМов оказывается
уже по четыре. С учетом вклада каждой дихотомии в силу ТИМа можно утверждать,
что ближе остальных к
(ЭИИ) как к самому слабому ТИМу стоит
(ЛИИ), затем
(ИЭИ), далее
(ЭИЭ) и, наконец,
(ЭСИ). К
(СЛЭ) же ближе всего по силе стоит
(СЭЭ), далее идет
(ЛСЭ), за ним
(СЛИ), и только потом —
(ИЛЭ). Аналогично можно проранжировать и остальные ТИМы, отличающиеся от полярных
по двум дихотомиям. В результате ТИМы расположатся в такой последовательности:
ЭИИ < ЛИИ < ИЭИ < ЭИЭ < ЭСИ < ИЛИ < ЛИЭ
< ЛСИ <
< ИЭЭ < СЭИ < ЭСЭ < ИЛЭ < СЛИ < ЛСЭ < СЭЭ <
СЛЭ
Выстроенный ряд так же, как и ГМС, является гармоническим, поскольку позиции всех конфликтных ТИМов симметричны относительно его центра. Это позволяет назвать его гармоническим рядом социона (ГРС). Однако, в отличие от ГМС, ГРС изотропен.
Номера большинства ТИМов в ГРС отличны от их номеров в ГМС, поскольку в ГРС учитываются отдельные дихотомии, а в ГМС — их пары. Значит, ГРС-нумерация точнее учитывает вклад дихотомий в силу или слабость ТИМа и потому является предпочтительной. Кроме того, ГРС имеет простейшую форму и потому формализуется еще легче, чем ГМС: при задании канонического базиса ГРС расстояние между любыми двумя соседними по горизонтали ТИМами равно одной условной единице. Соответственно упрощается и вычисление Ки и Кгт [23-27]. Так, модуль Ки принимает целые значения от 1 до 15, а модуль Кгт — дробные значения от 0,5 до 7,5, различающиеся на целое число от 1 до 7.
На основе ГРС выстроим гармонический ряд соответствий ТИМов началам янь-инь и Четырем Стихиям. Такой ряд оказывается анизотропным, так как может быть построен либо по рациональному принципу масть-ранг (а), либо по иррациональному принципу ранг-масть (б):
Таблица 9
Соответствия ТИМов янь-инь и Четырем Стихиям
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
ии |
яи |
Ии |
ия |
иИ |
Яи |
яя |
яИ |
Ия |
ИИ |
яЯ |
Яя |
ЯИ |
яЯ |
ИЯ |
ЯЯ |
hh |
ah |
gh |
ha |
hg |
ph |
aa |
ag |
ga |
gg |
ap |
pa |
pg |
ap |
gp |
pp |
а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
![]() ![]() |
|
|
|
|
|
ии |
ия |
иИ |
яи |
Ии |
иЯ |
яя |
Ия |
яИ |
ИИ |
Яя |
яЯ |
ИЯ |
Яя |
ЯИ |
ЯЯ |
hh |
ha |
hg |
ah |
gh |
hp |
aa |
ga |
ag |
gg |
pa |
ap |
gp |
pa |
pg |
pp |
б
Здесь Я — большой янь, И — большой инь, я — малый янь, и — малый инь.
ТИМы, симметричные относительно главной диагонали ГМС, характеризуются
перекрестной симметрией соответствий их рангов и мастей Четырем Стихиям и началам
янь-инь (табл.8). Так, у
(ЛИИ) ранг соответствует h (и) и масть —
a (я), а у
(ЭИЭ) — наоборот, ранг соответствует a (я) и масть — h (и).
С учетом вышеизложенного можно предложить и гармоническую запись ПСС (рис.2), где ТИМы, состоящие в конфликтных взаимоотношениях, занимают симметричные относительно центра ПСС позиции, а полюсами выступают самый слабый и самый сильный ТИМы. Направления отсчета номеров ТИМов здесь равноправны и задаются так, что эти номера совпадают с номерами ТИМов в ГРС.
й | ЛИИ | й | ИЛЭ | |||||
к | к | й | ИЛИ | й | ИЭЭ | к | к | |
к | ИЭИ | к | к | к | к | к | СЛИ | |
ЭИИ | к | к | ЛИЭ | к | СЭИ | к | к | СЛЭ |
ЭИЭ | к | к | к | к | к | ЛСЭ | к | |
к | к | ЛСИ | ы | ЭСЭ | ы | к | к | |
ЭСИ | ы | СЭЭ | ы |
Рис.2. Гармоническая периодическая система социона (ГПСС).
Линии указывают направления нумерации ТИМов.
Методики вычисления Ки и Кгт на основе ПСС уже существуют [22, 24, 27]. Однако значения этих величин [24, 27] для ТИМов в ПСС и ГПСС, конечно же, будут различаться. А значит, другими (в общем случае) будут и следствия, что говорит об относительности, вторичности формальных характеристик модели и о первичности ее содержания.
В заключение отметим, что во всех рассмотренных гармонических
моделях социона у двух полярных ТИМов —
(ЭИИ) и
(СЛЭ) — номер зависит только от направления отсчета (1 или 16), а у остальных
ТИМов — также и от типа модели социона.
И в свете вышеизложенного уже не кажется невероятным, что в ИК может быть зашифрован еще один ключ к разгадке сокровенных тайн мироздания.
Литература: